«Химия и Жизнь», Февраль 2000

В номере:

Кювета со сверхкритическим флюидом
Комаров С.М.
  Проблемы и методы науки
Говорят, что в Японии уже есть самые чистые прачечные в мире - без сточных вод. Это понятно: Япония - небольшая страна, и грязь сливать некуда. В США "зеленая химия", в которой нет вредных растворителей и отходов, тоже переживает настоящий бум. А в основе "зеленого" подхода к химии лежит явление, известное вот уже более столетия. Оно называется "сверхкритическое состояние вещества".
Избыток NO - работе мозга помеха
Каменский А.А., Савельев К.В.
  Проблемы и методы науки
Ни одна система нашего организма не может работать нормально, если в ней не вырабатываются небольшие количества оксида азота. В физиологических концентрациях NO снижает кровяное давление, расширяя сосуды, ослабляет свертывание крови, препятствует образованию тромбов, стимулирует активность макрофагов, защищающих организм от агрессии чужеродных бактерий. А вот в больших концентрациях...
Лауреаты и виагра
Прозоровский В.Б.
Известно, что препараты нитроглицерина способствуют эрекции. Но опять-таки нет избирательности: попытка вызвать эрекцию введением большой дозы нитроглицерина приведет к падению артериального давления. Так же при определенных условиях может подействовать и знаменитая виагра.
В мастерской слепого часовщика
  Проблемы и методы науки
Каким образом клеточная культура в чашке Петри ухитряется регулировать свой метаболизм в соответствии с суточным циклом, ведь клетки, будто узники в темнице, полностью отрезаны от внешнего мира? Следовательно, у каждой клетки есть свои собственные часы.
"Я вижу сны - значит, я существую!"
Ковальзон В.М.
  Проблемы и методы науки
Вот такая эволюция в науке о сне: от познания тайн сна до создания безвредных лекарственных препаратов нового поколения - препаратов сугубо естественных, из наших же с вами кишечных бактерий. Ну не парадоксально ли?
Химия как искусство
Левицкий М.М.
  Классика науки
Химия очень эффектна. Вспышки, взрывы, красочные фейерверки, переходы окраски индикаторов, цветные кристаллы - именно это обычно показывают новичкам, чтобы увлечь их. Но в ней есть красота не только внешняя, но и внутренняя. Она - в изяществе того или иного синтеза, в необычных свойствах вещества.
Такие естественные цвета
В одной из сказок "Тысяча и одной ночи" говорится о женщине, которая бурно скорбя о своем муже, вымазала стены дома грязью и индиго. На Востоке индиго и вправду было, как грязи: более распространенной и дешевой краски, пожалуй, не найти.
Юность моря
Бек Т.А.
Экосистема современного Белого моря зарождалась на холоде, под низким солнцем короткого лета, на голом ободранном ледником ложе, в почти дистиллированной воде, поскольку водоем был все еще отгорожен ледяной стеной от Океана. А где-то южнее уже бродили наши предки.
Страна несорванных цветов
Оганезова Г.Г.
Что сказать об отношении австралийцев к своей природе? Мы ни разу не видели, чтобы кто-нибудь из них походя сломал ветку. О букетах, собранных на цветущих пространствах, не могло быть и речи, это нонсенс. И вероятно, здесь дело не только в любви к живому, к растениям, к природе - просто это запрещено законами, которые здесь имеют обыкновение соблюдать.
Физика настоящая и ненастоящая
  Проблемы и методы науки
Физика, как и вся наука - это работа, много-много работы. Удовольствие знать, как устроен мир, даром не дается. И особенно не дается даром то потрясающее ощущение, которое переживает исследователь, только что узнавший о мире что-то действительно новое.
Энергия заблуждения
Калязин Г.
В начале 60-х в основных ядерных центрах мира прошла волна исследований по прямому преобразованию энергии ядерных излучений в химическую. Рассказ об одной, быть может, наиболее продвинутой попытке использовать атомные реакторы для тяжелого органического синтеза.
Лишний час
  Литературные страницы
Как увидеть бурю?
По Рею Бредбери, суть ветра, его плоть - это полчища погибших, у которых ветер взял их разум. Безумства разрушительных тайфунов можно увидеть в сети Интернет.