Скорбные слова, подобающие некрологу, вполне выражают чувства, которые все мы испытали при известии об этой утрате. Однако такие слова плохо сочетаются с образом неутомимого, стремительного, веселого человека, какой запомнился многим из тех, кому доводилось хоть раз видеть Николая Николаевича Семенова. Даже его фотографию, подходящую для траурного портрета, оказалось подобрать не так просто: на большинстве изображений он улыбается...
«С именем Н.Н. Семенова связана целая эпоха в советской и мировой науке, им создана общая теория цепных химических реакций и теории процессов горения и взрыва. Исследования и выдвинутые Н.Н. Семеновым идеи определили ход развития созданной им новой отрасли науки — химической физики», — говорилось в некрологе, подписанном руководителями партии, и правительства.
Семенов был не только по-настоящему великим ученым, но и вдумчивым, дальновидным организатором советской науки. Еще на ранних этапах ее развития он осознал необходимость тесной связи физики и с химией, и с биологическими науками. Организационные меры, принятые им во время пребывания на постах академика-секретаря отделения химических наук АН СССР, вице-президента АН СССР, во многом обеспечили опережающее развитие ключевых направлений фундаментальных исследований и помогли отечественной науке занять передовые позиции во многих отраслях знания.
Семенов создал и до конца своих дней возглавлял Институт химической физики АН СССР — один из ведущих центров НТР в нашей стране.
Семенов был учителем многих крупнейших ученых, открытиями которых гордится советская наука, и тысяч специалистов, внесших неоценимый вклад в развитие промышленности, сельского хозяйства, здравоохранения, обороны нашей страны.
Семенов был талантливым публицистом, общественным деятелем, активным борцом за мир и социальную справедливость.
Его самоотверженное служение науке и советскому народу было высоко оценено партией и правительством. Семенов был дважды удое! бен звания Героя Социалистического Труда, награжден девятью орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, другими наградами. Он избирался кандидатом в члены ЦК КПСС и депутатом Верховного Совета СССР, в течение ряда лет возглавлял Всесоюзное общество «Знание». Научные заслуги замечательного исследователя были удостоены Ленинской и Государственных премий, золотой медали имени М. В. Ломоносова. Свидетельством всемирного признания открытий Семенова была присужденная ему Нобелевская премия.
Смерть Николая Николаевича Семенова — потеря для всей нашей страны, для мировой науки. Для тех же, кто причастен к созданию и становлению «Химии и жизни», она, сверх того, — глубоко личная утрата, потому что ушел из жизни человек, заложивший идейные и организационные основы журнала, поставивший его на ноги. Первый номер журнала открывался его статьей. Николай Николаевич был бессменным членом редколлегии «Химии и жизни» и многому всех нас научил. Особенно запомнился стиль его поведения и работы — неповторимый, чуждый какой-либо казенности и формализма; запомнились его слова о подлинной принципиальности, которая не нуждается в громких декларациях, потому что «внутренне присуща», — слова, особенно созвучные нынешней эпохе обновления.
«Занятие наукой требует от человека сосредоточения всех душевных и физических сил. Это дается великой страстью к науке и беспрерывным трудом», — писал Николай Николаевич, обращаясь к молодежи. Название статьи, из которой взяты эти слова, — «Будь рыцарем науки» — превосходно выражало главный жизненный принцип академика Семенова.
Таким мы его и запомним навсегда Размышляющим, неутомимым, страстным.
Истинным рыцарем науки.
См. также:
Исключить войны из жизни народов (из доклада на Пагуошской конференции), 1976 №4
«Без жены мне отдых не в отдых», 2006 №4