Точка зрения

Теория новейших материалов
Результаты: физхимия
Теория новейших материалов
Александр Гурьянов
Физики из Университета Квинсленда построили удивительно точную полуэмпирическую модель квантовых явлений и фазовых переходов в спин-кроссовер веществах. Их получают внедрением в твердые матрицы примеси металлоорганических комплексов, состояния которых можно переключать внешними полями. Такие материалы, например, в виде тонких пленок, проявляют разнообразные переходы, необходимые для работы различных электронных приборов. Ученые продемонстрировали результаты своей работы на кремниевой матрице, а также предложили химикам пути синтеза новых материалов.
Метаморфозы навоза
Метаморфозы навоза
Птичий помет или коровья лепешка, которые оскорбляют наше обоняние и зрение и которым место, казалось бы, только в компостной куче или в печке, на самом деле — ценнейшее сырье. Из навоза столько всего можно сделать!
Разные интеллекты похожи
Разные интеллекты похожи
Александр Гурьянов
Команда исследователей из Лос-Аламоса установила, что нейронные сети, тренированные на компьютерное распознавание образов, стремятся к похожим представлениям данных, независимо от начальных различий в своих архитектурах. Математики получили этот результат во время проверки нового метода сравнения так называемых состязательных нейронных сетей. Во время обучения исходные данные для такой сети намеренно искажают, чтобы она научилась не замечать вредных влияний. Интерпретация найденных результатов до конца не ясна даже самим авторам работы. Они подозревают, что открыли универсальные закономерности визуального восприятия образов мозгом человека и животных.
Умный микроскоп
Умный микроскоп
Александр Гурьянов
Швейцарские ученые нашли способ автоматизировать флуоресцентный микроскоп с помощью ИИ. Такой микроскоп способен фиксировать редкие биологические события, но сделать это ему непросто, так как постоянное возбуждение флуоресценции может повредить биообъекты. ИИ выявляет признаки начала изучаемых процессов, а затем специальная программа комбинирует медленное фоновое получение изображений и частую фиксацию явлений в моменты их развития. Биофизики уже освоили детектирование митохондриальных и бактериальных делений при скоростях, соответствующих их динамике. Для желающих автоматизировать свои приборы авторы выложили собственные программы в открытый доступ.
Ползать — значит ходить
Ползать — значит ходить
Александр Гурьянов
В печати появилась статья, посвященная новой универсальной модели передвижения роботов. В исследовании показано, что скользящие змеи, плывущие в жидкости микробы, двигающиеся в песке ящерицы, извивающиеся черви, бегающие многоножки и даже гуляющие лошади подчиняются единой математической модели. Она описывает перемещение в вязкой жидкости. Закономерности плавания с трением оказались теми же, что и закономерности передвижения многоножек. Переход от ползания к ходьбе непрерывен. Эволюционные биологи получили еще одно подтверждение того, что все живые существа произошли от похожего на червя организма, две половинки которого были зеркальными отражениями друг друга. Относительное движение двух частей позволяло ему перемещаться в воде и выбираться на сушу.
Мозг и франкенштейны
Мозг и франкенштейны
Александр Гурьянов
При узнавании объектов люди всегда опираются на взаимное расположение их различных частей и оценивают его конфигурацию в целом. Ученые показали, что нейронные сети, моделирующие распознавание образов, не обладают чувствительностью к их форме. В сравнительных экспериментах математики разрезали на две части силуэты животных, а затем неправильно их соединяли. Искаженные предметы, названные франкенштейнами, вводили людей в заблуждение, но на выводы нейросети такие изменения влияния не оказывали. Авторы пишут, что ни одна из сложных сетей так и не сумела полностью воспроизвести последовательность человеческих ответов при распознавании предметов. Работа ставит под сомнение многие приложения ИИ.
Мозги с человеческий волос
Мозги с человеческий волос
Александр Гурьянов
Робототехники Корнеллского университета создали и установили процессорную микросхему на основе тысячи транзисторов в тело микробота. Схема генерирует сдвинутые по фазе управляющие электрические импульсы для скоординированной работы перемещающих его платиновых приводов. Теперь робот размерами в десятые доли миллиметра способен автономно передвигаться со скоростью десять микрон в секунду. Новая разработка на четыре порядка снизила размер электронного мозга. Процессор несложно производить в промышленных масштабах, так как он используют общепринятые технологии микроэлектроники.
Маски в бетоне
Маски в бетоне

Исследователи из Инженерной школы Мельбурнского королевского технологического университета предложили неожиданное решение для отходов, связанных с эпидемией ковида: использовать маски для лица, резиновые перчатки и одноразовые халаты для укрепления бетона, то есть в качестве армирующего материала.

Нанотехнологии в действии
Нанотехнологии в действии

Ученые Университета Эссекса создали технологию очистки засорившихся шунтов, установленных в теле человека, с помощью роёв, состоящих из магнитных микророботов.

Робот и мораль
Робот и мораль
А что же прогрессивное человечество? Оно вообще-то согласно, что роботы выслеживают и убивают людей, пусть и при участии оператора, а в скором времени, обретя искусственный интеллект высокого уровня, станут это делать по собственной воле, если можно вести речь о наличии воли у машины?
Атака дроидов. Эпизод 0: подготовка
Атака дроидов. Эпизод 0: подготовка
Все ли готово для войны роботов, войны идущей как и с их помощью, так и между ними? Когда на окопы обрушится волна каких-нибудь робособак? Этот день еще далек. Пока что роботы-убийцы — это штучный и дорогой товар. Абы на кого они не нападают.
Медная защита
Медная защита

Исследователи из Университета Британской Колумбии создали медно-цинковое нанопокрытие, которое помогает быстрее уничтожать бактерии по сравнению с чистой медью. Ученые надеются, что скоро в больницах такие покрытия появятся на дверных ручках и кнопках лифта, к которым чаще всего прикасаются персонал, пациенты и посетители.

Перчатка осьминога
Перчатка осьминога

Компания Virginia Tech вместе со специалистами из двух университетов США работает над перчатками для подводных манипуляций Octa-glove. Принцип их работы позаимствован у щупалец осьминога.

Нанотрубки следят за мостами
Нанотрубки следят за мостами

Ученые из Университета Райса представили бесконтактную оптическую систему мониторинга деформаций, которая включает в себя тензочувствительную краску и портативное оборудование для считывания информации с нее.

Интеллектуальные стрельбы
Результаты: роботы
Интеллектуальные стрельбы
Александр Гурьянов
В июне компания Milrem Robotics и фирма Kongsberg Defence & Aerospace успешно провели первые стрельбы из дистанционно управляемого 30-миллиметрового орудия Bushmaster. Оно установлено в башне среднего танка-робота Type-X. Танк, построенный на базе боевой машины пехоты, – это совместный проект двух компаний, нацеленный на создание роботизированной боевой машины стран Северной и Западной Европы.
«Mayflower»: 400 лет спустя
Результаты: роботы
«Mayflower»: 400 лет спустя
Александр Гурьянов
В 1620 году английский парусный галеон «Mayflower» с пилигримами на борту отправился из Старого света в Новый. Названный в его честь автономный тримаран «Mayflower 400» стал первым кораблем, проделавшим похожий путь под управлением искусственного интеллекта. Это судно стало кульминацией совместного проекта фирмы IBM и некоммерческой организации ProMare, занимающейся изучением морей и океанов.