Точка зрения

Насаждение отсталости?
Дзарасов Р.С.
(«ХиЖ» 2015, №1)
Реформы образования, тяжелое положение в науке, ее невостребованность бизнесом, проблемы с высокотехнологической отечественной продукцией — все это вызывает раздражение как у многих специалистов, так и у рядовых граждан. Но в чем же причина? Все дело в характере периферийного капитализма, общественного строя, сложившегося в нашей стране в пореформенный период.
(«ХиЖ» 2015, №1)
В ситуации, когда необходимо импортозамещение многих лекарств и продуктов питания, роль отечественной биотехнологии оказывается решающей, более того, жизненно важной для судьбы страны в целом, о чем и говорили 11 декабря 2014 года в Пущине участники рабочего совещания «Законодательное обеспечение развития биотехнологий в регионах РФ», организованного Обществом биотехнологов РФ им. Ю.А.Овчинникова и Комитетом по науке и наукоемким технологиям Госдумы во главе с его председателем академиком В.А.Черешневым.
(«ХиЖ» 2014, №12)

Причину неудач футурологов Станислав Лем видит в отсутствии системы в их размышлениях, в отсутствии понимания законов, которым должно подчиняться движение общества. Футурологи пока не пытаются сформулировать эти законы, есть только «живое созерцание», но нет даже обобщения — следующего шага.

Эко Умберто
(«ХиЖ» 2014, №12)

Мозг — это такой компьютер, который всегда с тобой, его возможности расширяются в результате упражнений, а твой настольный компьютер после продолжительного использования теряет скорость и через несколько лет требует замены. А твой мозг может прослужить тебе до 90 лет, и в девяносто лет, если ты будешь его упражнять, ты будешь помнить больше, чем помнишь сейчас. Он к тому же бесплатный.

(«ХиЖ» 2014, №12)

Цифровое слабоумие — это не шутка, а диагноз. Термин «digital dementia» пришел из Южной Кореи, раньше всех ставшей на путь оцифровывания страны.  В 2007 году специалисты стали отмечать, что все больше подростков, представителей цифрового поколения, страдают потерей памяти, расстройством внимания, когнитивными нарушениями, подавленностью и депрессией, низким уровнем самоконтроля. Исследование показало, что в мозгу этих пациентов наблюдаются изменения, схожие с теми, что появляются после черепно-мозговой травмы или на ранней стадии деменции — слабоумия, которое обычно развивается в старческом возрасте.

(«ХиЖ» 2014, №11)

Гигантские летающие животные появлялись в небесах нашей планеты не раз, и не раз исчезали:  древние гигантские стрекозы каменноугольного и пермского периода, мезозойские птерозавры кетцалькоатль и хатзегоптерикс, ложнозубые птицы кайнозоя.  Изучение эволюции позволяет предположить, что летающие животные становятся более крупными после периода длительного развития и исчезают в результате катастрофических событий, обозначающих окончания геологических эпох.

(«ХиЖ» 2014, №10)

Прогнозы можно классифицировать по объектам и по методам. Они могут быть сделаны методами разных наук. Законы физики прекрасно прогнозируют, в некоторых случаях — с фантастической точностью. Правда, в физике же существует принципиально не прогнозируемое, и не надо всуе поминать Гейзенберга и динамический хаос.

Глаголев М.В.
(«ХиЖ» 2014, №6)

В 2012—2013 годы журнал «Вестник Московского государственного областного университета» опубликовал несколько статей одной и той же авторской группы, которая предложила оригинальную гипотезу о самовозгорании болотных газов как причине пожаров.  За разъяснениями мы обратились к главному редактору журнала «Динамика окружающей среды и глобальные изменения климата», кандидату биологических наук М.В.Глаголеву и получили исчерпывающий ответ, который и предлагаем вниманию читателей.

Кизильштейн Л.Я.
(«ХиЖ» 2014, №6)

Как правило, палеонтологические справочники украшены фотографиями минеральных остатков ископаемых организмов — раковин, скелетов. Гораздо реже встречаются замещенные минеральным веществом мягкие ткани. Именно в подобном случае облик и микроскопическая структура, а иногда и следы биохимического состава этих недолговечных объектов могут сохраняться многие миллионы лет.

Месторождения с небес
Биршерт А.А.
(«ХиЖ» 2014, №4)

Одна из загадок Земли — образование месторождений тяжелых металлов. Вещество молодой планеты расплавлено, и в нем происходит стратификация — тяжелые элементы собираются в центре, а легкие всплывают наверх. Поэтому, скажем, месторождений железа, меди, никеля вблизи поверхности планеты ожидать вроде бы не следует: все исходное железо, медь, никель, уран и многие другие должны лежать в ядре в виде чистых элементов или в нижних слоях мантии, если речь идет о соединениях — оксидах, сульфидах и так далее, а выше расположены оксиды более легких элементов вроде кремния, алюминия, кальция. Однако месторождения тяжелых металлов вблизи поверхности есть, более того, они хаотично размещены внутри осадочной породы.