Времена меняются, мы меняемся вместе с ними. Меняются и школьные учебники. Какими они станут, скажем, лет через двадцать, когда не только ученики, но и учителя с детства будут читать с экрана и искать информацию в Сети?
Очень это древнее слово — «учебник». Когда-то — толстые, обтянутые кожей тома. Солидные такие, с золотым тиснением и иллюстрациями-гравюрами. Еще раньше, видимо, — увесистые свитки. И далее в глубь веков — вплоть до глиняных табличек времен Хаммурапи. Собственно, любое Священное Писание тоже представляет собой учебник, поскольку учит жить правильно — с точки зрения тех, кто это писал, и того времени, когда было написано.
Независимо от времени выпуска, габаритов, материала и внешнего облика, любой учебник имел и до сих пор имеет главную функцию: он служит для передачи той или иной информации. Причем, в отличие от исторической литературы или, например, туристских путеводителей, учебник в большинстве случаев должен еще и помогать контролировать усвоение этой информации пользователем. С другой стороны, заметим, что и задачник немного учит — то есть как минимум учит решать задачи; но мы сейчас говорим об учебнике.
Добавим к этому еще несколько специфических требований. Так, с появлением массовой школы, а это XVII век, учебники должны были стать, во-первых, многотиражными и, во-вторых, относительно недорогими, поскольку потребность в них возросла по сравнению со Средневековьем многократно.
В следующие триста лет принципиальных изменений школьный учебник не претерпел. Да, разумеется, менялись материалы, оформление и содержание; обновлялись иллюстрации и даже в некоторой степени методический аппарат.
Однако сути это не меняло, равно как и роли учебника в учебном процессе в качестве основного источника предметных знаний. Учитель XXI века работает с ним в большинстве случаев ровно так же, как его коллега в школе сто — двести лет назад.
Полагаю, столь же длинную историю имеет дискуссия на тему «Каким должен быть школьный учебник». Разве что к обсуждаемым проблемам соотношения содержания, иллюстративного материала и контрольного аппарата добавились принципиально не обсуждаемые — вес и габариты учебника. Требования СанПиН 2.4.7.1166-02.2.4.7. на этот счет ограничивают сверху вес учебника: с1 по 4 класс — не более 300 г. Если же учебник предназначен для работы только в классе, то есть ребенок его таскать на себе не будет, допускается вес 500 г. Оно и правильно, конечно, — большинство взрослых такие баулы, как их дети, все-таки не каждый день таскают.
Так, может быть, пора с этим что-то принципиально делать? Например, отказаться от учебника как источника знаний вообще. Нынешние школьники, в отличие от учеников Яна Амоса Коменского, с которого, собственно, и началась массовая школа, погружены в информационное поле по самые уши, причем с самого рождения. А то и раньше — если будущая мама из ушей наушники не вынимает...
Так что спасибо Интернету, учебник наконец перестал быть основным и наиболее доступным источником информации. Ученика окружает неисчерпаемое море сведений, доступ к которому обеспечивают Всемирная сеть и ее многочисленные поисковые системы.
Итак, приступая к созданию учебника, принципиально отличного от классической модели, первым делом отказываемся от намерения отразить в нем содержание изучаемого предмета. Поскольку автор — учитель географии по профессии и еретик по отношению к классике, вместо переходящего из поколения в поколение определения «География — это...» прямо с первой страницы начинаем не учить, а спрашивать: «Что это такое — география»?
Ответа, разумеется, не даем, вместо этого ставим школьникам задачу: отыскать ответ на поставленный вопрос. И не один — минимум три, по трем различным источникам. Класс, в котором все это происходит, оборудован, конечно, персональными терминалами; выход в Интернет — через учительский компьютер. По умолчанию допускаем при этом, что компьютер не виснет, скорость достаточная, прочие технические проблемы тоже отсутствуют. Условия, пока далекие от реальности. Открываем детям доступ и засекаем время. Требуемый результат — три определения из разных источников. Обязательное условие — указывать поисковые ссылки (те, которые приведены ниже — для иллюстрации). Получаем, например, следующее:
— объединенный под названием «физическая география» комплекс наук, изучающих географическую оболочку Земли. Основными объектами изучения географических наук являются геосферы (биосфера, атмосфера, литосфера, гидросфера и почвенный покров) и геосистемы (ландшафты, природные зоны, биогеоценозы…) [kartaslov.ru/значениеслова/география];
— свод знаний о пространственно-временных особенностях какой-либо территории, объекта, явления или процесса (география материков и океанов, география России, география тундры, география распространения птичьего гриппа, география карстовых процессов некоторой области) [ru.wikipedia.org/wiki];
— наука (точнее, система естественных и общественных наук), изучающая функционирование и эволюцию географической оболочки, взаимодействие и распределение в пространстве ее отдельных частей и компонентов [dic.academic.ru];
— по-гречески слово «география» означает «записи о Земле». Она изучает Землю и людей, которые на ней живут, отношения между людьми и Землей [allforchildren.ru].
При этом надо учесть, что есть ресурсы, уже собирающие определения, например, dic.academic.ru —и школьники могут без труда набрать там хоть десяток. Но важнее то, что в Интернете полно бреда: в частности, в русскоязычной Википедии кстати, в программных документах Википедии честно и ясно сказано, что она не отвечает за достоверность. Поэтому не один, а три как минимум источника информации, возможно, и больше. Как и ошибки в учебнике, весьма часто встречающиеся, это можно методически обыграть. Берем помойку, разгребаем, находим жемчужное зерно — на то и учитель.
Можно найденные определения сравнить и на их основе вывести что-то обобщающее. Хотелось бы, конечно, чтобы в одном из вариантов, составленных детьми, прозвучало бы, что география — это наука. Впрочем, такой результат совершенно не гарантирован. Далее, в зависимости от кругозора, квалификации и фантазии учителя, дополнительными наводящими вопросами можно подвести к основному — что объединяет многочисленные отрасли географической науки в одно ветвистое древо: геоботаника, зоогеография, геохимия, геоморфология, геофизика и прочее. Ответы типа «наука о растениях», «наука о животных» не принимаем, поскольку это не география, а совсем другие науки. Остаток урока уходит на то, чтобы подойти к ключевому определению: география наука о размещении чего-либо на поверхности Земли. А уж чего конкретно — это совсем другой вопрос.
Что из вышеприведенных двух страниц дети увидят в учебнике? Да почти ничего. Формулировку задания и, возможно, ссылки на источники. Итого вместо нескольких страниц текста получаем несколько строчек. С текстом разобрались и пришли к выводу, что в новом учебнике его практически не будет.
Далее — иллюстрации. Соотношение текстового и иллюстративного материала в учебниках за последние полтора-два десятка лет решительно изменилось в пользу последнего. Учебник быстро превращается в комикс — минимум текста, максимум картинок. Непонятно, нужно ли этому потакать или препятствовать: разумный баланс определяется в зависимости от предмета, форм работы, учебных задач, привычек и особенностей учеников и т. д. Однако картинки в учебниках бывают не по теме. В Интернете такое тоже бывает, но там можно сравнивать и выбирать, а в учебнике — «ешь, что дают». О художественных их достоинствах, не будучи искусствоведом, судить не берусь, хотя восторга на этот счет, как правило, не испытываю.
Уж чего-чего, а картинок в Сети хватает, на любую тему и на любой вкус. В популярных поисковиках Google, Yandex, Bing они выделены в специальные поисковые траектории. В нашем учебнике никаких картинок, разумеется, нет. Вместо них обозначена тема, например — «Вулканы». Далее идут рабочие вопросы. Дети получают доступ в свой универсальный банк данных, Интернет, и на эти вопросы отвечают в персональном рабочем файле, который заменяет страницу канувшей в прошлое рабочей тетради. Канувшей, между прочим, вместе с сакраментальной фразой: «Иван Иваныч, я тетрадь дома забыл», что не может не радовать. Источники информации, конечно, тоже указываются. Аналогичных картинок множество, можно, последовательно выводя на общий экран ответы, их сравнивать и всем классом решать, кому удалось найти самую удачную —в информационном и художественном смысле.
Что такое вулкан?
Вулканы — геологические образования на поверхности коры Земли или другой планеты, где магма выходит на поверхность, образуя лаву, вулканические газы, камни (вулканические бомбы и пирокластические потоки). [ru.wikipedia.org/wiki].
Почему они так называются?
|
Вулкан, кующий молнии Юпитеру
commons.wikimedia.org
|
Как устроен вулкан?
Находим, выбираем и размещаем в рабочем файле схему-разрез:
|
Какие бывают типы вулканов?
Находим, выбираем, размещаем, переводим с английского.
|
choolworkhelper.net/volcanoes-typesformation-elements/ |
Какова география размещения вулканов на Земле?
Формулируем поисковую задачу: «Вулканы, география размещения, карта». Результат поиска — в рабочий файл.
|
zibmoce.ru//img/prezentaciu_vulkanov_5_klass_zakachat_ssppso.jpg |
Географические закономерности размещения вулканов – находим и размещаем картинку.
На основании анализа иллюстрации формулируется закономерность размещения: большая часть действующих вулканов сосредоточена по границам литосферных плит, особенно Тихоокеанской.
|
Крупнейшие (самые высокие) и самые активные действующие вулканы (номенклатура и география размещения).
Здесь потребуются две картинки: таблица и карта. Или даже три — хорошо бы еще фото самого высокого на планете действующего вулкана.
|
|
|
Вулкан Килиманджаро
static.resort.ru//images/articles/14401630793020.jpg?t=1476780074
|
|
Вулкан Эйяфьятлайокудль
cdn4.tass.ru/width/744_b12f2926/tass/m2/uploads/i/20150319/3974815.jpg
|
Самые значительные извержения XX века; за период XVI—XIX вв. (названия вулканов, их географическое положение).
|
images.myshared.ru/6/588913/slide_15.jpg |
Извержения вулканов в художественных произведениях.
Скорее всего, будет найдена и размещена картина Карла Брюллова «Последний день Помпеи».
|
cdn3.img.ria.ru/images/95812/82/958128203.jpg |
Возможен и иной вариант, например «Извержение Везувия» Уильяма Тернера. Или кадр из «Властелина колец» с Ородруином...
|
www.hudojnik-impressionist.ru/wp-content/uploads/2016/01/11ter_b.jpg |
При таком подходе к преподаванию возникает принципиально важная задача — научить детей не просто «кликать», а эффективно строить поиск и квалифицированно работать с материалом. То есть отделять первичное от вторичного, поверхностное от глубокого, достоверное от халтуры, правду от вранья и приколов, находить профессиональные или добросовестные любительские сайты и отличать их от бесчисленных «бестрефератов» и помоек, куда сваливают что попало все, кому не лень. Это принципиально важная задача, которая должна решаться усилиями всех педагогов.
Важно, чтобы в процессе работы дети не забывали указывать источники информации, поисковые ссылки. Таким образом не только декларируется, но и закрепляется понятие авторского права. Разумеется, понятие об авторском праве закрепляется лишь в том случае, если оное не нарушает тот, кто разместил. Преподавателю придется объяснять, как выяснить, чей контент на самом деле — это важная и сложная задача. Кроме того, создается возможность проверки достоверности информации, углубления и расширения знаний в области изучаемого предмета. Учитель должен объяснить детям, как надо использовать ссылки для расширения знаний, показать поиск «вверх по дереву». Завершенный рабочий файл по указанной теме будет представлять собой, в сущности, главу или параграф «классического» учебника, а папка файлов — целый учебник.
Важная составляющая «классического» учебника — методический аппарат. Это отдельный и, пожалуй, самый сложный вопрос. Методика — не наука, скорее технология. Она нарабатывается в ходе педагогического процесса, зачастую методом проб и ошибок. Универсальных методик нет, одобренный и проверенный прием у разных учителей и с разными учениками может дать различный результат. Да и у одного учителя тоже, при работе с разными классами. Так что рассуждать на эту тему пока смысла нет.
Вполне возможно, что «учебник будущего» станет именно виртуальным, и маленький шажок в этом направлении уже сделан Министерство образования и науки РФ требует, чтобы бумажные учебники имели электронное приложение и сайт поддержки. Но пока не попробуем с ним работать, не появится и грамотная методика. Так называемые электронные учебники, разумеется, уже есть, ив немалом количестве. Однако это, в сущности, все те же старые добрые «классические» учебники, когда-то переплетенные в кожу, позже — переехавшие в картонные обложки и пребывающие в них до сих пор. Изменилась только форма компакт-диск вместо пудового тома. Таскать его, конечно, легче, однако с точки зрения содержания, структуры и педагогики принципиально ничего не поменялось. Серьезные изменения в этой области произойдут не скоро, слишком велика инерция мышления, а также зависимость системы образования от финансовых интересов издательств, которые обеспечивают школы учебниками. Тем временем и компакт-диски окончательно уйдут в прошлое — учебник должен лежать в сети и скачиваться на комп либо в электронную книжку или просто быть читаемым с экрана.
Ясно также, что работа с такими учебниками требует принципиально иной, гораздо более глубокой и разноплановой подготовки учителя. Думаю, учитель этот, помимо основательных знаний в области информационных технологий и своей предметной области, должен быть достаточно сведущим ив смежных областях знания. Совершенно иначе будет выглядеть учебный класс — выше упоминалось о персональных терминалах. Что важно: все технические новшества, безусловно, необходимо устанавливать не вместо, а вместе с классическим оборудованием — доской, настенными картами и прочим. Надлежащим образом подготовленный учитель всем этим сможет воспользоваться, если техника подведет, что вполне вероятно.
Само собой разумеется, вряд ли такая работа возможна в классе численностью 25—30 человек, потому что за таким классом не уследить, если значительную часть времени придется переключать внимание на монитор. Плюс к тому — технические проблемы у конкретного ученика. Решая их, неизбежно упускаешь остальных.
Однако интересно было бы дожить и посмотреть.