Учебники: конец и начало

Л.Е. Перлов

pic_2017_11_36-1.jpgВремена меняются, мы меняемся вместе с ними. Меняются и школьные учебники. Какими они станут, скажем, лет через двадцать, когда не только ученики, но и учителя с детства будут читать с экрана и искать информацию в Сети?

Очень это древнее слово — «учебник». Когда-то — толстые, обтянутые кожей тома. Солидные такие, с золотым тиснением и иллюстрациями-гравюрами. Еще раньше, видимо, — увесистые свитки. И далее в глубь веков — вплоть до глиняных табличек времен Хаммурапи. Собственно, любое Священное Писание тоже представляет собой учебник, поскольку учит жить правильно — с точки зрения тех, кто это писал, и того времени, когда было написано.

Независимо от времени выпуска, габаритов, материала и внешнего облика, любой учебник имел и до сих пор имеет главную функцию: он служит для передачи той или иной информации. Причем, в отличие от исторической литературы или, например, туристских путеводителей, учебник в большинстве случаев должен еще и помогать контролировать усвоение этой информации пользователем. С другой стороны, заметим, что и задачник немного учит — то есть как минимум учит решать задачи; но мы сейчас говорим об учебнике.

Добавим к этому еще несколько специфических требований. Так, с появлением массовой школы, а это XVII век, учебники должны были стать, во-первых, многотиражными и, во-вторых, относительно недорогими, поскольку потребность в них возросла по сравнению со Средневековьем многократно.

В следующие триста лет принципиальных изменений школьный учебник не претерпел. Да, разумеется, менялись материалы, оформление и содержание; обновлялись иллюстрации и даже в некоторой степени методический аппарат.

Однако сути это не меняло, равно как и роли учебника в учебном процессе в качестве основного источника предметных знаний. Учитель XXI века работает с ним в большинстве случаев ровно так же, как его коллега в школе сто — двести лет назад.

Полагаю, столь же длинную историю имеет дискуссия на тему «Каким должен быть школьный учебник». Разве что к обсуждаемым проблемам соотношения содержания, иллюстративного материала и контрольного аппарата добавились принципиально не обсуждаемые — вес и габариты учебника. Требования СанПиН 2.4.7.1166-02.2.4.7. на этот счет ограничивают сверху вес учебника: с1 по 4 класс — не более 300 г. Если же учебник предназначен для работы только в классе, то есть ребенок его таскать на себе не будет, допускается вес 500 г. Оно и правильно, конечно, — большинство взрослых такие баулы, как их дети, все-таки не каждый день таскают.

Так, может быть, пора с этим что-то принципиально делать? Например, отказаться от учебника как источника знаний вообще. Нынешние школьники, в отличие от учеников Яна Амоса Коменского, с которого, собственно, и началась массовая школа, погружены в информационное поле по самые уши, причем с самого рождения. А то и раньше — если будущая мама из ушей наушники не вынимает...

Так что спасибо Интернету, учебник наконец перестал быть основным и наиболее доступным источником информации. Ученика окружает неисчерпаемое море сведений, доступ к которому обеспечивают Всемирная сеть и ее многочисленные поисковые системы.

Итак, приступая к созданию учебника, принципиально отличного от классической модели, первым делом отказываемся от намерения отразить в нем содержание изучаемого предмета. Поскольку автор — учитель географии по профессии и еретик по отношению к классике, вместо переходящего из поколения в поколение определения «География — это...» прямо с первой страницы начинаем не учить, а спрашивать: «Что это такое — география»?

Ответа, разумеется, не даем, вместо этого ставим школьникам задачу: отыскать ответ на поставленный вопрос. И не один — минимум три, по трем различным источникам. Класс, в котором все это происходит, оборудован, конечно, персональными терминалами; выход в Интернет — через учительский компьютер. По умолчанию допускаем при этом, что компьютер не виснет, скорость достаточная, прочие технические проблемы тоже отсутствуют. Условия, пока далекие от реальности. Открываем детям доступ и засекаем время. Требуемый результат — три определения из разных источников. Обязательное условие — указывать поисковые ссылки (те, которые приведены ниже — для иллюстрации). Получаем, например, следующее:

— объединенный под названием «физическая география» комплекс наук, изучающих географическую оболочку Земли. Основными объектами изучения географических наук являются геосферы (биосфера, атмосфера, литосфера, гидросфера и почвенный покров) и геосистемы (ландшафты, природные зоны, биогеоценозы…) [kartaslov.ru/значениеслова/география];

— свод знаний о пространственно-временных особенностях какой-либо территории, объекта, явления или процесса (география материков и океанов, география России, география тундры, география распространения птичьего гриппа, география карстовых процессов некоторой области) [ru.wikipedia.org/wiki];

— наука (точнее, система естественных и общественных наук), изучающая функционирование и эволюцию географической оболочки, взаимодействие и распределение в пространстве ее отдельных частей и компонентов [dic.academic.ru];

— по-гречески слово «география» означает «записи о Земле». Она изучает Землю и людей, которые на ней живут, отношения между людьми и Землей [allforchildren.ru].

При этом надо учесть, что есть ресурсы, уже собирающие определения, например, dic.academic.ru —и школьники могут без труда набрать там хоть десяток. Но важнее то, что в Интернете полно бреда: в частности, в русскоязычной Википедии кстати, в программных документах Википедии честно и ясно сказано, что она не отвечает за достоверность. Поэтому не один, а три как минимум источника информации, возможно, и больше. Как и ошибки в учебнике, весьма часто встречающиеся, это можно методически обыграть. Берем помойку, разгребаем, находим жемчужное зерно — на то и учитель.

Можно найденные определения сравнить и на их основе вывести что-то обобщающее. Хотелось бы, конечно, чтобы в одном из вариантов, составленных детьми, прозвучало бы, что география — это наука. Впрочем, такой результат совершенно не гарантирован. Далее, в зависимости от кругозора, квалификации и фантазии учителя, дополнительными наводящими вопросами можно подвести к основному — что объединяет многочисленные отрасли географической науки в одно ветвистое древо: геоботаника, зоогеография, геохимия, геоморфология, геофизика и прочее. Ответы типа «наука о растениях», «наука о животных» не принимаем, поскольку это не география, а совсем другие науки. Остаток урока уходит на то, чтобы подойти к ключевому определению: география наука о размещении чего-либо на поверхности Земли. А уж чего конкретно — это совсем другой вопрос.

Что из вышеприведенных двух страниц дети увидят в учебнике? Да почти ничего. Формулировку задания и, возможно, ссылки на источники. Итого вместо нескольких страниц текста получаем несколько строчек. С текстом разобрались и пришли к выводу, что в новом учебнике его практически не будет.

Далее — иллюстрации. Соотношение текстового и иллюстративного материала в учебниках за последние полтора-два десятка лет решительно изменилось в пользу последнего. Учебник быстро превращается в комикс — минимум текста, максимум картинок. Непонятно, нужно ли этому потакать или препятствовать: разумный баланс определяется в зависимости от предмета, форм работы, учебных задач, привычек и особенностей учеников и т. д. Однако картинки в учебниках бывают не по теме. В Интернете такое тоже бывает, но там можно сравнивать и выбирать, а в учебнике — «ешь, что дают». О художественных их достоинствах, не будучи искусствоведом, судить не берусь, хотя восторга на этот счет, как правило, не испытываю.

Уж чего-чего, а картинок в Сети хватает, на любую тему и на любой вкус. В популярных поисковиках Google, Yandex, Bing они выделены в специальные поисковые траектории. В нашем учебнике никаких картинок, разумеется, нет. Вместо них обозначена тема, например — «Вулканы». Далее идут рабочие вопросы. Дети получают доступ в свой универсальный банк данных, Интернет, и на эти вопросы отвечают в персональном рабочем файле, который заменяет страницу канувшей в прошлое рабочей тетради. Канувшей, между прочим, вместе с сакраментальной фразой: «Иван Иваныч, я тетрадь дома забыл», что не может не радовать. Источники информации, конечно, тоже указываются. Аналогичных картинок множество, можно, последовательно выводя на общий экран ответы, их сравнивать и всем классом решать, кому удалось найти самую удачную —в информационном и художественном смысле.


Что такое вулкан?

Вулканы — геологические образования на поверхности коры Земли или другой планеты, где магма выходит на поверхность, образуя лаву, вулканические газы, камни (вулканические бомбы и пирокластические потоки). [ru.wikipedia.org/wiki].


Почему они так называются?

pic_2017_11_37-1.jpg

Вулкан, кующий молнии Юпитеру

commons.wikimedia.org 


Как устроен вулкан?

Находим, выбираем и размещаем в рабочем файле схему-разрез:

pic_2017_11_37-2.jpg

https://bigslide.ru/images/17/16496/960/img8.jpg


Какие бывают типы вулканов?

Находим, выбираем, размещаем, переводим с английского.

pic_2017_11_38-1.jpg

choolworkhelper.net/volcanoes-typesformation-elements/


Какова география размещения вулканов на Земле?

Формулируем поисковую задачу: «Вулканы, география размещения, карта». Результат поиска — в рабочий файл.

pic_2017_11_38-2.jpg

zibmoce.ru//img/prezentaciu_vulkanov_5_klass_zakachat_ssppso.jpg


Географические закономерности размещения вулканов – находим и размещаем картинку.

На основании анализа иллюстрации формулируется закономерность размещения: большая часть действующих вулканов сосредоточена по границам литосферных плит, особенно Тихоокеанской.

pic_2017_11_38-3.jpg

http://www.the-dialogue.com/wp-content/uploads/2017/02/ru66-kak-sviazano-dvizhenieplit-zemli-s-zhizn...


Крупнейшие (самые высокие) и самые активные действующие вулканы (номенклатура и география размещения).

Здесь потребуются две картинки: таблица и карта. Или даже три — хорошо бы еще фото самого высокого на планете действующего вулкана.

pic_2017_11_38-4.jpg

www.servis-resurs.ru/file/product/photo_big3024.jpg

pic_2017_11_38-5.jpg

http://усош.рф/test9-oge/ing9-2_files/4_mioo-5a.gif

pic_2017_11_38-6.jpg

Вулкан Килиманджаро

static.resort.ru//images/articles/14401630793020.jpg?t=1476780074

pic_2017_11_38-7.jpg

Вулкан Эйяфьятлайокудль

cdn4.tass.ru/width/744_b12f2926/tass/m2/uploads/i/20150319/3974815.jpg



Самые значительные извержения XX века; за период XVI—XIX вв. (названия вулканов, их географическое положение).

pic_2017_11_39-1.jpg

images.myshared.ru/6/588913/slide_15.jpg


Извержения вулканов в художественных произведениях.

Скорее всего, будет найдена и размещена картина Карла Брюллова «Последний день Помпеи».

pic_2017_11_39-2.jpg

cdn3.img.ria.ru/images/95812/82/958128203.jpg


Возможен и иной вариант, например «Извержение Везувия» Уильяма Тернера. Или кадр из «Властелина колец» с Ородруином...

pic_2017_11_39-3.jpg

www.hudojnik-impressionist.ru/wp-content/uploads/2016/01/11ter_b.jpg


При таком подходе к преподаванию возникает принципиально важная задача — научить детей не просто «кликать», а эффективно строить поиск и квалифицированно работать с материалом. То есть отделять первичное от вторичного, поверхностное от глубокого, достоверное от халтуры, правду от вранья и приколов, находить профессиональные или добросовестные любительские сайты и отличать их от бесчисленных «бестрефератов» и помоек, куда сваливают что попало все, кому не лень. Это принципиально важная задача, которая должна решаться усилиями всех педагогов.

Важно, чтобы в процессе работы дети не забывали указывать источники информации, поисковые ссылки. Таким образом не только декларируется, но и закрепляется понятие авторского права. Разумеется, понятие об авторском праве закрепляется лишь в том случае, если оное не нарушает тот, кто разместил. Преподавателю придется объяснять, как выяснить, чей контент на самом деле — это важная и сложная задача. Кроме того, создается возможность проверки достоверности информации, углубления и расширения знаний в области изучаемого предмета. Учитель должен объяснить детям, как надо использовать ссылки для расширения знаний, показать поиск «вверх по дереву». Завершенный рабочий файл по указанной теме будет представлять собой, в сущности, главу или параграф «классического» учебника, а папка файлов — целый учебник.

Важная составляющая «классического» учебника — методический аппарат. Это отдельный и, пожалуй, самый сложный вопрос. Методика — не наука, скорее технология. Она нарабатывается в ходе педагогического процесса, зачастую методом проб и ошибок. Универсальных методик нет, одобренный и проверенный прием у разных учителей и с разными учениками может дать различный результат. Да и у одного учителя тоже, при работе с разными классами. Так что рассуждать на эту тему пока смысла нет.

Вполне возможно, что «учебник будущего» станет именно виртуальным, и маленький шажок в этом направлении уже сделан Министерство образования и науки РФ требует, чтобы бумажные учебники имели электронное приложение и сайт поддержки. Но пока не попробуем с ним работать, не появится и грамотная методика. Так называемые электронные учебники, разумеется, уже есть, ив немалом количестве. Однако это, в сущности, все те же старые добрые «классические» учебники, когда-то переплетенные в кожу, позже — переехавшие в картонные обложки и пребывающие в них до сих пор. Изменилась только форма компакт-диск вместо пудового тома. Таскать его, конечно, легче, однако с точки зрения содержания, структуры и педагогики принципиально ничего не поменялось. Серьезные изменения в этой области произойдут не скоро, слишком велика инерция мышления, а также зависимость системы образования от финансовых интересов издательств, которые обеспечивают школы учебниками. Тем временем и компакт-диски окончательно уйдут в прошлое — учебник должен лежать в сети и скачиваться на комп либо в электронную книжку или просто быть читаемым с экрана.

Ясно также, что работа с такими учебниками требует принципиально иной, гораздо более глубокой и разноплановой подготовки учителя. Думаю, учитель этот, помимо основательных знаний в области информационных технологий и своей предметной области, должен быть достаточно сведущим ив смежных областях знания. Совершенно иначе будет выглядеть учебный класс — выше упоминалось о персональных терминалах. Что важно: все технические новшества, безусловно, необходимо устанавливать не вместо, а вместе с классическим оборудованием — доской, настенными картами и прочим. Надлежащим образом подготовленный учитель всем этим сможет воспользоваться, если техника подведет, что вполне вероятно.

Само собой разумеется, вряд ли такая работа возможна в классе численностью 25—30 человек, потому что за таким классом не уследить, если значительную часть времени придется переключать внимание на монитор. Плюс к тому — технические проблемы у конкретного ученика. Решая их, неизбежно упускаешь остальных.

Однако интересно было бы дожить и посмотреть.

Разные разности
Золото, калифорний, антиводород
Многие считают золото самым дорогим металлом. Сегодня его грамм стоит более 6700 рублей. Дорого конечно, но это сущие копейки по сравнению с калифорнием-252. Его 1 г стоит 27 млн долларов. Так что самый дорогой металл в мире ...
Безопасная замена фентанилу
Исследовательская группа из Майнцского университета им. Иоганна Гутенберга, кажется, нашла возможное альтернативное обезболивающее. Им оказался анихиназолин B, который выделили из морского гриба Aspergillus nidulans.
Наука и техника на марше
В машиностроении сейчас наблюдается оживление. И то, о чем пойдет речь в этой заметке, это лишь малая толика новинок в области специального транспорта, который так необходим нам для освоения гигантских территорий нашей страны.
Пишут, что...
…даже низкие концентрации яда крошечного книжного скорпиона размером 1–7 мм (Chelifer cancroides) убивают устойчивый больничный микроб золотистый стафилококк… …скрученные углеродные нанотрубки могут накапливать в три раза больше энергии на еди...