|
Иллюстрация Сергея Дергачева |
В мире облучают много разной еды и с разными целями. Возьмем для начала Африку. Лидером по облучению в ней оказывается ЮАР: первую установку здесь создали в 1960 году в главном ядерном центре страны в Пелиндабе, недалеко от Претории. На ней облучали прежде всего солдатские пайки, но и свежую клубнику не обошли вниманием, главным образом для пропаганды технологии. Расцвет пришелся на 80-е, когда заработали еще четыре установки — в Йоханнесбурге, в центре южноафриканского садоводства Цанене и в двух портах — Кейптауне и Дурбане.
Поставки облученных продуктов были ориентированы на Западную Европу, но, увы, в середине 80-х там запретили облученные свежие фрукты, оставив только сухофрукты и специи. Специи — так специи, решили жители республики, и сейчас на них приходится 19 тысяч тонн из общего объема (25 тысяч тонн) облучаемой в ЮАР еды.
Облучение не только убивает в таких сушеных продуктах всевозможную плесень. Однажды вышел случай: в партии чая ройбуш, отправленной в Австралию нашли сальмонеллу. Теперь весь экспортируемый ройбуш в ЮАР облучают. Во избежание неприятностей.
С 2016 года важным применением технологии стало облучение ягод личи. Южноафриканцы долго боролись за выход на рынок США и теперь поставляют туда несколько десятков тонн личи, считая это успехом. Зачем их облучают? Так американцы обеспечивают меры фитосанитарного контроля: никакой заморский вредитель не должен просочиться на территорию страны. А для себя в ЮАР облучают импортный мед, все 3200 тонн. Делают это для того, чтобы убить споры опаснейшей бактерии, вызывающей болезнь пчелиного расплода, американский гнилец. Более того, южноафриканские пчеловоды имеют возможность обеззараживать с помощью облучения свои ульи. Пустые, без пчел.
Из других стран Африки к облучению серьезно присматривается Гана, которая хочет поставлять в США баклажаны, окру и перец, а без облучения американцы эти овощи не пропускают. А вот Алжир и Замбия в рамках соглашения с «Росатомом» о сотрудничестве в атомной сфере предполагают построить свои облучательные установки.
В обеих Америках США стоит на первом месте по объему облученной пищи. В самой стране ежегодно облучают 68 тысяч тонн специй, 39 тысяч тонн овощей и фруктов, 12 тысяч тонн мяса. С 2015 года облучают свежих устриц, и это направление пользуется огромным успехом: моллюск остается живым, как это любят гурманы, но становится безопасным из-за гибели возможных бактерий.
А импортируют США 23 тысячи тонн облученной пищи, главным образом фрукты, из семи стран. Это в придачу к 6 тысячам тонн овощей и фруктов, поступающих на материк с Гавайев. Видимо, так убивают двух зайцев: не дают фруктам в дороге переспеть и не позволяют занести с ними какую-то заразу.
Гавайи вообще первыми в США стали облучать продукты: это были плоды папайи, которые везли в Калифорнию. Однако со временем на архипелаге основным облученным продуктом стал сладкий картофель, батат (он занял долю более 90%). Его облучают, чтобы он не прорастал.
Лидером по импорту такой еды в США оказывается Мексика: завозит более 10 тысяч тонн различных плодов, причем 90% составляет гуайява. Остальное — сладкий лайм, манго, грейпфруты и жгучий перец. Вьетнам поставляет около 2 тысяч тонн плодов кактуса питайи, или драконий фрукт, несколько десятков тонн ягод личи, сотни тонн похожих на него лонгана (или глаз дракона), а также рамбутая, или грязные волосы, как эту ягоду называют во Вьетнаме из-за длинных волосков на ее кожуре. Индусы поставляют сотни тонн облученных манго, таиландцы — манустана (нечто среднее между яблоком и апельсином). Многие страны борются за право экспорта в США своих продуктов. Видимо, чтобы облегчить им жизнь, но не нарушать требования безопасности, в Галфпорте, штат Миссисипи на берегу мексиканского залива, создан крупный облучательный комплекс.
Канада далеко отстает от США — в ней облучают от силы одну-две тысячи тонн продуктов. А вот в Латинской Америке Боливия и Бразилия строят собственные облучательные установки и опять-таки в сотрудничестве с «Росатомом». Свою установку построили в Перу, но из-за разногласий с правительством ее никак не введут в строй.
В Азии безусловным лидером оказывается КНР, где количество облученной еды приближается к 1 млн тонн. Это специи, чеснок, зерно, мясо. На втором месте — Вьетнам с примерно 100 тысячами тонн мороженой рыбы и фруктов. На третьем со значительным отставанием — Индонезия и Япония, не дотягивающие до 10 тысяч тонн. Первые облучают прежде всего кокосы, а также морепродукты, специи, а вторые — только картофель. Масштабы китайской промышленности облучения еды поражают: число установок, работающих на гамма-лучах кобальта-60, превышает полторы сотни, есть еще два десятка использующих быстрые электроны.
Общедоступная статистика по Индии, которая указывает, что объем облученной еды в ней исчисляется сотнями тонн, видимо, лукавит. Потому что в 2016 году в стране было 16 облучательных установок, а еще 25 должно были появиться при сотрудничестве с «Росатомом». Благодаря этой программе планируется ежегодно спасать десятки тысяч тонн репчатого лука, который, видимо, в Индии быстро прорастает, а потери зерновых от вредителей сократить с 35 до 15% от урожая. Эта отрасль энергично развивается в Иране и Пакистане, благо у них есть свои ядерные центры.
А вот в ЕС, наоборот, облучение пищи не пользуется популярностью: объемы обработок год от года падают и находятся в пределах 5 тысячи тонн на все это межгосударственное объединение.
В Австралии с фитосанитарным контролем дела обстоят очень строго: в страну не только ничего так просто не ввезешь и не вывезешь, так еще и перемещения продуктов между штатами и территориями находятся под строгим контролем.
Технология облучения сильно облегчила жизнь многим австралийским участникам рынка: благодаря ей скорость перемещения австралийских продуктов за границу выросла феноменально. Так, за 72 часа гроздь винограда или ящик плодов манго гарантированно проходит путь от двора фермера до любого уголка планеты. Поэтому австралийцы хвалятся, что их фрукты — самые свежие в мире и не обработаны от вредителей ни паром, ни какими-то химикатами.
Соответствующие службы страны не устают готовить все более совершенные протоколы радиационной обработки, а также внедряют их в соседние страны, с которыми Австралия взаимно обменивается продуктами. Впрочем, по объемам экспортных поставок облученной продукции Австралии далеко до азиатских лидеров: не более 5 тысяч тонн, из которых 75% приходится на манго, отправляющиеся в Новую Зеландию, США, Малайзию, на втором месте — помидоры для Новой Зеландии.
Как видно, в мире технология облучения еды приобретает все большую популярность, хотя и крайне неравномерно и с разными целями. Кого-то беспокоит фитосанитарный контроль, кто-то сохраняет свежесть фруктов, обеспечивает их доставку в стадии спелости. Другие защищают урожай от потерь, от повреждения продукции вредителями, плесенью. Интенсивность же применения зависит не только от желания и информированности аграриев, но и от доброй воли чиновников и законодателей, от понимания ими всей важности и перспективности такого использования мирного атома.
См. также:
Облучение еды