Покемоны, ежики и Барби

Е. Клещенко

Опять сплошные английские аббревиатуры, говорит литературный редактор, получив очередную статью по биологии. Неужели нельзя без этой скучищи? Сколько можно сушить читателю мозги всякими FOX и HSP?

Так сложилось, что гены и белки именуют латинскими буквами и цифрами. Но если расшифровать эти сокращения, некоторые из них оказываются совсем не скучными. Ученые тоже люди, и каждый старается выбрать для любимого объекта красивое имя, чтобы и суть отражало, и запоминалось хорошо. Коллекцию забавных молекулярно-биологических названий недавно начала собирать в своем блоге Руслана Радчук, ученый и популяризатор науки (Институт генетики культурных растений, Гатерслебен). С ее разрешения мы подхватываем и продолжаем это начинание.

У человека есть ген белка с красивым именем Zbtb7 — Zinc finger and BTB domain-containing protein. Иными словами — белок, имеющий участок, который стабилизирован одним или двумя ионами цинка, и еще один домен особой структуры (да, в расшифрованном виде гораздо занимательнее!). Это один из многих факторов, участвующих в развитии рака. Но Zbtb7 — его второе имя. Пьер Паоло Пандольфи с соавторами сначала назвали открытый ими ген рokemon — «POK erythroid myeloid ontogenic factor». Покемоны (от pocket monsters — карманные монстры) — персонажи комиксов, мультфильмов и компьютерных игр компании «Нинтендо». Статью о гене рokemon опубликовал журнал «Nature», журналисты, зацепившись за понятное слово, принялись писать научные новости с заголовками вроде «Покемон вызывает рак». «Нинтендо» возмутилась, и название гена пришлось заменить.

А вот когда японец Сигеру Сато с соавторами назвали хороший и полезный белок сетчатки глаза «пикачурин», в честь желтенького ушастого Пикачу (публикация 2008 года), покемонские правообладатели не протестовали. Имя этого покемона происходит от японских звукоподражаний: «пика-пика» — щелчки электрических разрядов и «тю-тютю» — мышиное «пи-пи-пи». Возможно, Сато выбрал такое название потому, что белок участвует в электрохимических процессах, протекающих в сетчатке, а открыт он был у мышей.

Генные карты густо населены игрушками и героями сказок. Есть целое семейство генов-ежиков, hedgehog. Первым был ген дрозофилы hh— плодовые мушки, мутантные по этому гену, покрыты выростами, похожими на колючки. Его гомологи, открытые у позвоночных, получали названия в честь различных ежиков, реальных и сказочных: sonic hedgehog (синий еж Соник из видеоигр от компании «Сега»), desert hedgehog — эфиопский еж; indian hedgehog — индийский еж. Были варианты tiggywinkle hedgehog — героиню этой сказки Беатрикс Поттер русские дети знают под именем Ухти-Тухти, и echidna hedgehog. Продукты этих генов (они называются так же, только пишутся с заглавной буквы) участвуют в hedgehog signaling pathway — буквально «ежиковый сигнальный путь». Пролегает он, как и положено, в тумане, но туман рассеивается и когда-нибудь исчезнет совсем. Ведь это святой грааль биологии — генная регуляция морфогенеза, то есть превращения эмбриона из комочка клеток в дифференцированный организм с головой, лапами и всеми, какими положено, органами. Вот вам и ежики.

У генов дрозофилы чаще попадаются веселые названия, ведь она была объектом классической генетики, когда еще никто не знал ни о каких участках ДНК, а «элементарным единицам наследственности» давали имена по внешним проявлениям мутаций. Эту традицию ученые старались поддерживать и в эпоху двойной спирали. Дрозофилы, мутантные по гену ken and barbie, не имеют наружных гениталий. Ген smaug подавляет активность гена nanos (по-гречески — гном, карлик). Тот, кто его так назвал, наверняка любил книги Дж. Р.Р. Толкина: Смог — дракон из «Хоббита», злейший враг и супостат гномов.

Аналогичные шутки можно найти и в генетике растений. У Arabidopsis thaliana, одного из любимых объектов современной генетики, имеются ген superman, вовлеченный в регуляцию цветения, и подавляющий его активность ген kryptonite. (Как известно любителям комиксов о Супермене, криптонит — единственное вещество, опасное для великого героя.)

Наши люди не остаются в стороне. Вот история происхождения двух названий плазмид — искусственных генетических конструкций, полученных еще в 80-е годы в московском Институте молекулярной биологии. Называли их, как принято, латинскими аббревиатурами, но иногда зашифровывали весьма неформальные русские фразы. Так, рNBV означало (в смягченном варианте) «ну, блин, вообще!» — конструкция отличалась высокой эффективностью, что и вызвало у автора эмоциональный отклик. А pSULA — «советские ученые лучше американских». Вот сравнительно недавний пример: семейство малых ГТФаз — регуляторов раннего развития головного мозга, открытых у шпорцевых лягушек в лаборатории молекулярных основ эмбриогенеза Института биоорганической химии РАН под руководством А.Г. Зарайского, называется Ras-dva. В октябре прошлого года была опубликована статья о двух белках этого семейства: Ras-dva-1 и Ras-dva-2.