Животные и растения

(«ХиЖ» 2018, №3)
prev_2018_03_20.jpg

Времена не выбирают, но им дают имена. Возможно, нынешний век войдет в историю как эпоха отчетности. Даже натуралисты больше не ходят по лесам, восторженно озираясь, а сидят в кабинете, извлекая данные из ранее опубликованных источников. А леса сейчас вырубают, дороги через них прокладывают, охотятся там. Животные, естественно, от этого страдают, и в первую очередь крупные. Этот процесс, называемый дефаунизацией, влияет на растительные экосистемы, и мы еще не вполне понимаем, как именно.

(«ХиЖ» 2018, №3)
prev_2018_03_16.jpg

Кот — это личность, что и доказано экспериментально. Однако личность недоисследованная — пропускной способности лабораторий не хватает, чтобы постичь всю ее сложность и глубину. А без этого людям не понять домашних кошек и не обеспечить им подходящих условий проживания. К счастью, ученые осознают проблему и неуклонно работают над ее решением. Появилась даже новая дисциплина, антрозоология, которая исследует взаимоотношения животных и людей. Так что типирование кошачьей личности оказалось на переднем крае науки.

(«ХиЖ» 2018, №2)
Долгий собачий взгляд | Научно-популярный журнал «Химия и Жизнь»

Собака — друг человека. Этого почетного звания из множества домашних животных удостоилась она одна. А все потому, что собаки подолгу смотрят в глаза хозяину, ожидая доброго слова, указаний и помощи в трудных ситуациях. Это уникальное качество, другим псовым не свойственное. Так что домашний пес в этом отношении — уникум!

(«ХиЖ» 2018, №2)
Прионы, агрессия и защечные мешки | Научно-популярный журнал «Химия и Жизнь»

Каких только грызунов не используют в лабораторных исследованиях! Хомячки, например, помогают изучать инфекционные болезни, перспективы пересадки органов, механизмы агрессии и многое другое.

(«ХиЖ» 2018, №2)
Беспозвоночные в печали и радости | Научно-популярный журнал «Химия и Жизнь»

Эмоции оказывают огромное влияние на нашу жизнь, эмоциональные расстройства — тем более. Они сложны, изучать их непросто, и для этой цели полезно иметь модельный объект. Беспозвоночные с их небольшой и несложной нервной системой уже сослужили нейробиологам хорошую службу, может быть, и тут они пригодятся. Но прежде нужно разобраться, есть у них эмоции или нет.

prev_2018_01_44.jpg

Для большинства людей символ Арктики — белый медведь. Его нередко фотографируют на фоне стада моржей. Большие скопления толстых, вальяжных животных рождают иллюзию благополучия, между тем деятельность человека и таяние арктических льдов делает их будущее проблематичным. Ученые всех арктических стран беспокоятся о судьбе моржей.

prev_2018_01_41.jpg

Домашние овцы, сами того не желая, оказались первопроходцами в нескольких областях науки и техники. Это они первыми из зверей поднялись в воздух на летательном аппарате. Именно их кровь первой попытались перелить человеку. Даже полноценную искусственную утробу впервые создали для ягнят! Про овечку Долли можно не добавлять.

prev_2018_01_22.jpg

Трое названных в заголовке, а также чайки, мидии, лишайники, пчелы... Что общего может быть у таких разных существ? Все они — живые индикаторы, предупреждающие человека об опасности.

(«ХиЖ» 2017, №12)
prev_2017_12_32.jpg

Лошадей одомашнили одними из первых более пяти тысяч лет назад. С тех пор они принесли немало пользы цивилизации: служили и транспортным средством, и источником пищи, и способом развлечься (вспомним о скачках и конкуре). Затем автомобиль пришел на смену лошади, и содержать этих животных стало дороговато. Однако они все еще бывают нужны медицине. Впрочем, в этой статье речь пойдет не об улучшении психологического состояния аутистов при общении с лошадьми, а скорее, о физиологии и биохимии.

(«ХиЖ» 2017, №12)
prev_2017_12_30.jpg

Для чего нужен сон? Чтобы ответить на этот вопрос необходимо выяснить, когда сон возник, как эволюционировал и какие преимущества создает. Потому так важно сравнительное изучение сна у разных групп животных, особенно таких древних, как медузы.