Животные и растения

(«ХиЖ» 2019, №1)
prev_2019_01_48.jpg

Нам этот плод известен как мангустин, его сироп широко рекламируют в качестве средства для похудения. Его также называют мангостаном и мангостином, а по-латыни — Garcinia mangostana L. Свое родовое имя он получил в честь французского путешественника и собирателя растительных коллекций Лорана Гарцина, а мангостан — одно из его традиционных имен. Это вечнозеленое дерево высотой до 25 метров, растущее в тропиках Юго-Восточной Азии, причем дерево чрезвычайно капризное.

Виноградов Г.М.
(«ХиЖ» 2019, №1)

prev_2019_01_25.jpg

Если на привычной нам суше в начале пищевой цепочки стоят крупные многоклеточные растения, а все дальнейшие участники цепочки резвятся на той же самой лужайке, на которой эти растения выросли (или рядом с ней), то в океане картина иная.

(«ХиЖ» 2018, №12)
prev_2018_12_34.jpg

Божья коровка напоминает нарядную бронемашинку — литая капелька в камуфляжных пятнах. К тому же она ядовитая. Но даже ее, такую неуязвимую, удается подколоть. Прилетает оса и откладывает яйцо прямо в тело жука. Не бойтесь! Пожирания заживо и прочих ужасов не будет. У божьих коровок все иначе. Или почти все.

prev_2018_11_50.jpg

В 1712 году немецкий путешественник, натуралист и врач Энгельберт Кемпфер (1651—1716) описал виденное им в Японии удивительное дерево, которое назвал ginkgo. Это слово происходит от японского Yin-Kwo, что означает «серебряный фрукт». Так местные жители называли съедобные семена дерева. В 1771 году экземпляр растения получил Карл Линней, давший дереву латинское название Ginkgo biloba (гинкго двулопастный) из-за его раздвоенных листьев. Так его и по-русски именуют — «гинкго билоба».

Нестеренко О.Н.
(«ХиЖ» 2018, №11 )

prev_2018_11_40.jpgВ предыдущих статьях Ольга Нестеренко рассказывала о зрении и обонянии птиц. Тема этой статьи — умение птиц ориентироваться на огромных расстояниях, и среди прочих «навигационных приборов», — магнитный компас. По-прежнему загадочный, даже спустя полвека упорных исследований.

(«ХиЖ» 2018, №11)

prev_2018_11_38.jpgЕсли на животное охотятся, то оно — жертва, страдающая сторона. Но бывает такая добыча, что охотника остается только пожалеть. Таковы ядовитые жабы, оказавшиеся, вольно или невольно, в новом месте обитания. Там они размножаются и уничтожают насекомых и мелких позвоночных, а заодно и тех, кто пытается съесть их самих: рептилий, птиц, млекопитающих и даже амфибий. Поскольку местные хищники эволюционировали вдали от жабы, они не научились ее избегать и не выработали устойчивости к ее токсину. Прежде чем они освоятся с новой угрозой, их численность может существенно сократиться. Особой опасности подвергаются обитатели островов.

(«ХиЖ» 2018, №11)

prev_2018_11_34.jpgСерые крысы пасюки — синантропные грызуны, расселившиеся по всему миру. Ежегодно они наносят материального ущерба на 19 млрд долларов, моральный никто не подсчитывал. Эти звери переносят возбудителей опасных инфекций и кусачих насекомых, уничтожают продукты, портят все, что могут прогрызть, даже трубы и шлакоблоки, у людей возникает аллергия на крысиную шерсть и экскременты. Справедливости ради следует заметить, что серые крысы сослужили людям неоценимую службу как лабораторные животные. А вольная крыса — настоящий монстр, причем в глобальном масштабе непобедимый. Потому что недоизученный.

prev_2018_11_16-2.jpg

Здоровые мыши, живущие рядом со своими больными сородичами, начинают пахнуть, как они, оставаясь при этом здоровыми. Пока еще непонятно, зачем здоровым мышиным организмам имитировать запах больных; предполагается, что это связано с активизацией иммунной системы здоровых грызунов для борьбы с потенциальной угрозой.

(«ХиЖ» 2018, №10)
prev_2018_10_54.jpg

На этот раз в рубрике «Панацейка» речь пойдет о Vitex agnus castus, что в переводе означает «жизнь невинного ягненка», а по-русски — прутняк обыкновенный.

(«ХиЖ» 2018, №10)
prev_2018_10_42.jpg

Около 60 млн лет назад, а может, и несколько позже, сухопутные млекопитающие приступили к освоению водной стихии. Морские млекопитающие — классический пример конвергенции, которую изучают зоологи, физиологи и биохимики. В конвергентной эволюции участвовали сотни генов, которые у разных видов могут и различаться. Определением этих генетических последовательностей и произошедших в них изменений заняты сейчас даже не генетики, а специалисты в области системной и компьютерной биологии, которая потихоньку теснит традиционную.