Науки о космосе

Лопух, он же репей
Лопух, он же репей
Н. Ручкина
Сентябрь — время копать лопухи. К осени их корни вырастают до полуметра, а то и больше, в толщину достигают шести сантиметров и весят 100—250 г. В них много питательных и полезных веществ, но только пока лопух не зацвел. Корни у лопухов сладкие и съедобные. Молодые листья и черешки тоже едят, их добавляют в супы и салаты. Сырой лопух немного горчит, поэтому возбуждает аппетит. Кроме того, лопух — целебное растение.
Гибридизация — это нормально?
Гибридизация — это нормально?
Е. Котина, О. Нестеренко
Как часто в природе скрещиваются разные виды животных? Намного чаще, чем можно предположить, причем у птиц межвидовая гибридизация, по-видимому, более распространена, чем у млекопитающих.
Волосатый парашют
Волосатый парашют

Одуванчики продолжают распространяться по миру. И делают это поразительно успешно. Потому что используют надежные и изощренные технологии, созданные природой. Например, семена одуванчиков — одни из лучших летунов.

Лисичка — гриб без червей
Лисичка — гриб без червей
Н. Ручкина
Есть такие грибы — лисички. Они растут на разных континентах, семь видов из семнадцати встречаются в Европе. Среди них лисичка трубчатая с сероватыми пластинками, лисичка желтеющая с коричневой шляпкой, лисичка серая (действительно серая). Все они съедобны, и некоторые виды высоко ценят за рубежом. Но в России народная любовь безоговорочно отдана лисичке настоящей, или обыкновенной, Cantharellus cibarius. Это очень известный гриб, а в нашей стране один из самых собираемых, ведь его так легко заметить, определить и обрабатывать.
Гражданская ботаника работает
Гражданская ботаника работает
Недавно биологи МГУ создали предварительные карты «Атласа флоры России», куда попали больше 8 тысяч видов растений. В создание этого атласа свой заметный вклад внесли и волонтеры из разных городов и поселков нашей страны.
Живой углеродный насос в океане
Живой углеродный насос в океане
Киты — важнейший фактор стабильности экосистем Мирового океана. А значит — и всей планеты. Убивая китов, мы меняем климат на Земле, потому что удаляем из океана огромный живой углеродный насос.
Травники против диабета
Травники против диабета
Человеческие болезни много древнее современной фармакопеи. Испокон веку люди лечились травами и продолжают это делать. Около четырех миллиардов человек полагают, что народная медицина, основанная на травах, безопаснее аптечных лекарств, поэтому охотно обращаются к фитотерапевтам. Традиционные травяные сборы и приготовленные на их основе лекарства постепенно отвоевывают место в официальной медицине, однако, чтобы это место было полноправным, традицию нужно подтвердить экспериментально.
Пион — краса траволечения
Пион — краса траволечения
Н. Ручкина
Род Paeonia включает 52 вида кустарников или травянистых многолетников. Пионы растут в Азии, Южной Европе и Северной Америке, и многие виды веками использовали в традиционной медицине. В нашей стране произрастают 12—15 видов пионов, но лекарственный всего один, пион уклоняющийся Paeonia anomala, известный как марьин корень.
Диета диплодока-3
Диета диплодока-3
А.В. Кулик
О проблеме динозавров в истории биосферы Земли сказано много. Но далеко не всё. Причем — в самом фундаментальном смысле, в смысле сбалансированности их диеты. Исправим это упущение с помощью новой гипотезы, которая заставляет по-новому взглянуть на образ жизни растительноядных гигантов.
Мегаполис для птиц и растений
Экология большого города
Мегаполис для птиц и растений
Георгий Виноградов
Среда современных мегаполисов резко отличается от той, в которой с древних времен существовал человек. Психологи давно доказали, что город без признаков живой природы действует на людей угнетающе, незаметно перенапрягая психику. Поэтому присутствие в городах зеленых уголков и некоторого количества диких животных — и не в последнюю очередь различных птиц, они заметнее — не просто приятно, а полезно и необходимо. Вопрос в том, может ли город стать приятным для животных и растений.
Парк плейстоценовых зверей
Дискуссия
Парк плейстоценовых зверей
Н.В. Вехов
Что было на Земле раньше, до того, как появился человек? Фантасты создают красочные картины дочеловеческого прошлого, естествоиспытатели опровергают или подвергают сомнению их догадки. Одна из попыток воссоздать это прошлое в реальности предпринимается на северо-востоке Якутии в нижнем течении Колымы, в заказнике «Плейстоценовый парк». Там под руководством эколога С.А.Зимова с 1980-х годов идет эксперимент по восстановлению плейстоценовой тундростепи на месте тундровой растительности. Хотелось бы обсудить, насколько реалистичен этот проект.
Мате: не трава, не чай, не зелье
Мате: не трава, не чай, не зелье
Н. Ручкина
Люди по-разному относятся к мате. Для многих это просто безалкогольный бодрящий напиток, но все больше становится и желающих им полечиться. А почему бы и нет, если индейцы гуарани, которые пили мате испокон веков, верили, что он обеспечивает здоровую старость? Испанские и португальские колонизаторы переняли у местных жителей привычку к мате, и теперь жители Аргентины, Бразилии, Парагвая и Уругвая жизни без него не мыслят.
Кошколап черно-белый
Кошколап черно-белый
Ольга Нестеренко
Именно так переводится на русский научное название этого животного — Ailuropoda melanoleuca. Большие панды, или бамбуковые медведи, покорили весь мир своим обаянием и необычной внешностью: у них причудливая окраска — белое туловище, черные лапы, уши и «очки» вокруг глаз; а большая круглая голова делает их похожими на живые игрушки. Но интересны они еще и тем, что задали много загадок ученым, и не все эти загадки разгаданы даже сегодня.
Кордицепс: гриб в шкуре гусеницы
Кордицепс: гриб в шкуре гусеницы
Н. Ручкина
В 1993 году на чемпионате Китая по легкой атлетике китайские спортсменки установили сразу три мировых рекорда в беге на 1500, 3000 и 10 000 метров. Подняться по крутой спортивной лестнице им помогло правильное питание, включающее кордицепс. Так внимание потребителей разных стран привлек продукт, который традиционная китайская медицина использует по крайней мере несколько сотен лет.
Полный океан желе
В море и на суше
Полный океан желе
Г.М. Виноградов
Они многочисленны, разнообразны, важны для своих экосистем; многие из них хищные, многие довольно крупные. Однако до недавнего времени они хорошо скрывались от биологов. В буквальном смысле — проходили сквозь сито.
Фарфоровая красота
В море и на суше
Фарфоровая красота
Т.Н. Виноградова
На этот раз отвлечемся немного от горных высей чистой науки. В разговорах про орхидеи (а в прошлых выпусках мы говорили в основном про них) рано или поздно всплывает вопрос: а я могу завести у себя такой цветок или это удел избранных умельцев?