[Для ознакомления] Наука — это почти всегда приборы, и кое-что из прошлого может быть полезно будущему. Наука — это всегда эмоции, а уж какие эмоции создают приборы — искусство может позавидовать. Эта продолжение наших публикаций в № 1, 2 и 6 за этот год, посвященных, скажем так, материальной стороне научной работы — приборам, комплектующим, веществам… Вот еще несколько историй на эту тему из 80-х и 90-х.
Нобелевские медали не часто появляются на аукционах. Причины же, по которым золотые кружочки выставляются на продажу, могут быть разные: споры между наследниками, желание пожертвовать деньги на благотворительность, тяжелые материальные обстоятельства лауреата или членов его семьи. По последней причине, например, была продана медаль больного деменцией Роуса — чтобы оплачивать расходы на лечение лауреата в доме престарелых.
Интересуясь историей русских путешествий, я обнаружил незнакомый большинству соотечественников материал об африканских экспедициях Николая Степановича Гумилева (1886–1921) — поэта Серебряного века, создателя школы акмеизма, прозаика, переводчика и литературного критика. Чуть больше ста лет назад состоялась первая экспедиция Гумилева в Африку, а потом было еще несколько путешествий. Он оказался первым в России, кто рассказал об охотах на диких зверей, обычаях и фольклоре восточноафриканских народов, привез огромные этнографические коллекции.
В 1987 году издательство «Химия» выпустило мою первую книжку в серии «Научно-популярная библиотека школьника». С тех пор я написал много книг, но запомнилась именно первая. У нее оказалась счастливая и одновременно грустная история. Счастливая — потому что работать над книгой было очень интересно. И общий 90-тысячный тираж двух ее изданий был невероятно большой по сравнению с тиражами моих более поздних научно-популярных книг. А грустная — потому что запомнилась эта книжка безобразным поведением сотрудников издательства.
Передовые западные промышленные технологии мы покупали и в советское время. Л.А.Костандов считал, что наши спецы должны на них учиться и расти. В конце семидесятых на Западе появилась красивая технология мембранного электролиза для получения хлора. Это был настоящий прорыв в хлорном производстве, и Л.А.Костандов решил, что эту технологию мы должны купить. Вызвал меня и говорит: «Готовься, поедешь в Японию покупать мембранный процесс».
Мы продолжаем публиковать фрагменты из воспоминаний Сергея Викторовича Голубкова (1938—2018), по-настоящему государственного человека, первого заместителя министра химической промышленности СССР в 1977—1992 годах, который курировал разработку твердого ракетного топлива, материалов для космического челнока «Буран», химического оружия и множества других продуктов спецхимии.
5 мая 2018 года ушел из жизни Сергей Викторович Голубков, первый заместитель министра химической промышленности СССР (1977—1992). Последние два месяца, уже будучи в больнице, он каждый день вместе с главным редактором нашего журнала Любовью Стрельниковой работал над книгой «Пунктир. Истории из моей жизни — на два голоса». Мемуары вышли в сентябре, и мы с радостью опубликуем в нескольких номерах новеллы из этой книги.
Работа химика и физика связана с приборами. Причем именно эта, приборная часть нашей работы соприкасалась с обществом, а временами и с политикой, больше, чем наши теоретические изыскания и упражнения. Кандидат физико-математических наук Я.И.Лондер и кандидат химических наук И.А.Леенсон рассказали нам несколько интересных историй из своей многолетней деятельности.
«Симбиоз мудреца и активно-деятельного человека с чертами наивно-суетного местечкового провинциала. Глубокая внутренняя совестливость и порядочность соседствовали c хитрецой балаганного фокусника», — так академик А.Т.Беляев охарактеризовал Герша Ицковича Будкера, которого все знали как Андрея Михайловича.
Рассказывая о себе, Стивен Хокинг всегда с гордостью подчеркивал, что родился 8 января 1942 года, ровно через триста лет после смерти величайшего классика физической науки Галилео Галилея. При этом профессор скромно отмечал, что, хотя в тот же год на просторах британской империи появилось на свет еще двести тысяч младенцев, лишь один из них заинтересовался астрономией.
В ноябре 2017 года исполнилось 150 лет со дня рождения выдающегося российского химика Владимира Николаевича Ипатьева. Мы не раз писали о нем и пишем вновь, поскольку работы и мысли Владимира Николаевича по-прежнему чрезвычайно актуальны. Вот сегодня, рассуждая о необходимости модернизации отечественной химической промышленности, мы неизбежно вспоминаем Ипатьева, его пионерские работы в области нефтехимического синтеза и катализа. Для тех, кто не знаком с судьбой В.Н.Ипатьева и его работами, эта статья будет откровением: невозможно представить, что один человек мог сделать так много. Тем же, кто хорошо знает труды Ипатьева, эта статья даст еще один повод задуматься о судьбах нашей страны, ее науки и промышленности.