Человек

Мыши и числа
Научный комментатор
Мыши и числа
Н.Л. Резник
Чтобы исследовать эволюцию счета, нужно проводить специальные исследования, а эксперименты требуют модельного объекта. Таким объектом традиционно служили мелкие грызуны. Как и приматы, они обладают поведенческой гибкостью, социальностью, неплохой рабочей памятью и умеют оценить ожидаемые результаты своей деятельности. Однако когнитивные способности лабораторных крыс и мышей могут отличаться от возможностей животных, выросших на воле. А способны ли к количественным оценкам «дикие» грызуны, ничего известно не было.
Кошка с собакой
Кошка с собакой
Н.Л. Резник
Люди тянутся к животным. Кто собаку заведет, кто кошку, и в иных странах котовладельцев даже больше, чем собачников. А некоторые держат и пса, и кота. Многие хотели бы последовать их примеру, однако не решаются из опасения, что животные друг с другом не поладят. Повод для беспокойства действительно есть. Хотя случаев мирного сосуществования домашних питомцев известно немало, выражение «как кошка с собакой» не зря придумано.
Рододендрон, продлевающий жизнь
Рододендрон, продлевающий жизнь
Современный человек напоминает кэрролловского Белого Кролика: постоянно спешит, ничего при этом не успевает и потому отчаянно нуждается в средствах, снимающих усталость и придающих силы. Чаще всего в этих целях используют продукты, содержащие кофеин, однако этот алкалоид имеет нежелательные побочные эффекты. К счастью, природа припасла для нас стимуляторы без кофеина. Большой популярностью сейчас пользуются побеги рододендрона Адамса, известного также под названием саган дайля, что в переводе с бурятского означает «продлевающий жизнь».
Мудрость и долголетие попугаев
Научный комментатор
Мудрость и долголетие попугаев
Н.Л. Резник
Попугаи — не дураки, о нет! Их интеллектуальные способности в некоторых случаях не уступают способностям человекообразных обезьян. Помимо недюжинных когнитивных способностей, попугаям присущи и другие черты: сложная социальная организация, позднее взросление и долголетие. К тому же у них чрезвычайно велик относительный размер переднего мозга. Все эти особенности, а прежде всего сходство с человекообразными обезьянами, интригуют ученых, которые сочли попугаев прекрасной моделью для исследования эволюции сложных признаков.
Подземная жизнь орхидей
В море и на суше
Подземная жизнь орхидей
Т.Н. Виноградова
При слове «орхидеи» сразу представляется нечто яркое, изысканное, роскошное. Букет орхидей! Крупные цветки необычной формы, пластиковые пробирки с загадочной жидкостью, надетые на стебли внизу, хрустящая упаковка. Ну а если не идти по накатанному пути? Что мы знаем об орхидеях?
Осмотические стрельбы
Осмотические стрельбы
Можно ли на Земле добиться ускорения в миллионы раз больше, чем g? На первый взгляд кажется, что вряд ли. Однако на Земле это совсем не чудо: с ускорением 5,5 млн g вылетает гарпун из гидроидного полипа, вредитель злаковых посевов грибок Gibberella zeae выпускает споры при ускорении в 840 тыс., а сфагнум отстреливает споры с ускорением 73 тыс. g. Удивительно, но за всеми этими рекордами стоит одно и то же явление — осмос. Да-да, чудовищных, недоступных человеческой технике ускорений растения и грибы-бомбардиры достигают всего-навсего перекачиванием воды сквозь полупроницаемую мембрану.
В гибели пчел виноват фипронил
В гибели пчел виноват фипронил
Исследователи из Великобритании приводят доказательства в пользу того, что в массовой гибели медоносных пчел во Франции, наблюдавшейся в начале 1990-х годов, виноват инсектицид фипронил, а не имидаклоприд. Оба пестицида появились на рынке в начале 1990-х годов.
Самозваная королева Мангустин
Самозваная королева Мангустин
Нам этот плод известен как мангустин, его сироп широко рекламируют в качестве средства для похудения. Его также называют мангостаном и мангостином, а по-латыни — Garcinia mangostana L. Свое родовое имя он получил в честь французского путешественника и собирателя растительных коллекций Лорана Гарцина, а мангостан — одно из его традиционных имен. Это вечнозеленое дерево высотой до 25 метров, растущее в тропиках Юго-Восточной Азии, причем дерево чрезвычайно капризное.
Подводные гидротермы вулкана Пийпа
В море и на суше
Подводные гидротермы вулкана Пийпа
Г.М. Виноградов
Если на привычной нам суше в начале пищевой цепочки стоят крупные многоклеточные растения, а все дальнейшие участники цепочки резвятся на той же самой лужайке, на которой эти растения выросли (или рядом с ней), то в океане картина иная
Чужие против хищников
Чужие против хищников
Н.Л. Резник
Божья коровка напоминает нарядную бронемашинку — литая капелька в камуфляжных пятнах. К тому же она ядовитая. Но даже ее, такую неуязвимую, удается подколоть. Прилетает оса и откладывает яйцо прямо в тело жука. Не бойтесь! Пожирания заживо и прочих ужасов не будет. У божьих коровок все иначе. Или почти все.
Гинкго билоба — лекарство юрского периода
Гинкго билоба — лекарство юрского периода
В 1712 году немецкий путешественник, натуралист и врач Энгельберт Кемпфер (1651—1716) описал виденное им в Японии удивительное дерево, которое назвал ginkgo. Это слово происходит от японского Yin-Kwo, что означает «серебряный фрукт». Так местные жители называли съедобные семена дерева. В 1771 году экземпляр растения получил Карл Линней, давший дереву латинское название Ginkgo biloba (гинкго двулопастный) из-за его раздвоенных листьев. Так его и по-русски именуют — «гинкго билоба».
Компас и карта птицы
Компас и карта птицы
О.Н. Нестеренко
В предыдущих статьях Ольга Нестеренко рассказывала о зрении и обонянии птиц. Тема этой статьи — умение птиц ориентироваться на огромных расстояниях, и среди прочих «навигационных приборов», — магнитный компас. По-прежнему загадочный, даже спустя полвека упорных исследований.
Вторжение иноземных жаб
Вторжение иноземных жаб
Если на животное охотятся, то оно — жертва, страдающая сторона. Но бывает такая добыча, что охотника остается только пожалеть. Таковы ядовитые жабы, оказавшиеся, вольно или невольно, в новом месте обитания. Там они размножаются и уничтожают насекомых и мелких позвоночных, а заодно и тех, кто пытается съесть их самих: рептилий, птиц, млекопитающих и даже амфибий. Поскольку местные хищники эволюционировали вдали от жабы, они не научились ее избегать и не выработали устойчивости к ее токсину. Прежде чем они освоятся с новой угрозой, их численность может существенно сократиться. Особой опасности подвергаются обитатели островов.
ДНК-слежка за городской крысой
ДНК-слежка за городской крысой
Н.Л. Резник
Серые крысы пасюки — синантропные грызуны, расселившиеся по всему миру. Ежегодно они наносят материального ущерба на 19 млрд долларов, моральный никто не подсчитывал. Эти звери переносят возбудителей опасных инфекций и кусачих насекомых, уничтожают продукты, портят все, что могут прогрызть, даже трубы и шлакоблоки, у людей возникает аллергия на крысиную шерсть и экскременты. Справедливости ради следует заметить, что серые крысы сослужили людям неоценимую службу как лабораторные животные. А вольная крыса — настоящий монстр, причем в глобальном масштабе непобедимый. Потому что недоизученный.
Запах больных сородичей
Запах больных сородичей
Здоровые мыши, живущие рядом со своими больными сородичами, начинают пахнуть, как они, оставаясь при этом здоровыми. Пока еще непонятно, зачем здоровым мышиным организмам имитировать запах больных; предполагается, что это связано с активизацией иммунной системы здоровых грызунов для борьбы с потенциальной угрозой.
Древо плодовитости и воздержания. Прутняк обыкновенный
Древо плодовитости и воздержания. Прутняк обыкновенный
На этот раз в рубрике «Панацейка» речь пойдет о Vitex agnus castus, что в переводе означает «жизнь невинного ягненка», а по-русски — прутняк обыкновенный.