Кривое зеркало и здоровье

С. Анофелес

Интернетные соцсети породили интереснейший феномен — вероятностную правду. Пользователь штудирует источники в Сети, пытаясь, скажем, узнать, как укрывать розы на зиму. При этом он видит взаимоисключающие советы. Какой способ выбрать? Скорее всего, тот, про который рассказывает большинство источников. То есть основа этого выбора не имеет ничего общего с истиной.

Если речь идет о розе, то неверный выбор не так уж страшен. А если о здоровье человека? Свежую иллюстрацию, показывающую масштаб проблемы, подготовили канадские исследователи во главе с Эммой Квин (Emma K Quinn) из Университета Британской Колумбии (JMIR Infodemiology 2022; 2(1) - полный текст). Они изучили, как в интернетных видеороликах отражается лечение ковида витамином D.

На заре эпидемии среди прочих возникла гипотеза, что сам факт заболевания и его тяжесть зависят от того, сколько у человека витамина D. Ее пытались подтвердить медицинской статистикой, однако научное сообщество осталось неудовлетворено качеством этих данных, и тему отставили. А вот в соцсетях она всплыла.

Во многих популярных роликах авторы рассказывали, что вот он, источник зла, — люди мало загорают. Вот она защита от злобного вируса, причем совершено бесплатная: снял одежду и гуляй на солнце час-другой. Витамин сам собой и выработается. Не хочешь загорать — пожалуй в аптеку.

Другие ролики, впрочем, были менее оптимистичны: мол, есть такое мнение, особо научными знаниями не подтвержденное. Поэтому сильно рассчитывать на витамин не нужно, да и с дозой надо поосторожнее, как бы не переборщить. Ну и, конечно, часовые прогулки нагишом под палящим солнцем не самое полезное времяпрепровождение.

Канадцы нашли 77 популярных роликов на английском языке, затрагивающих тему ковида и витамина D. Их посмотрело более 10 млн человек. Так вот, лишь 19% роликов, 15 штук, не содержали вводящей в заблуждение информации о витамине. Из них 80% были сделаны медиками. Неужели остальные ролики, содержащие недостоверную информацию, делали дилетанты? Нет, 35% из них также готовили медики, то есть люди, которым публика доверяет. И цель достигнута — продажи витамина D в аптеках выросли.

Авторы статьи, правда, не усматривают прямой связи между исследованными роликами и изготовителями витамина. Однако отмечают: «Пандемия привела к тому, что влиятельные лица в сфере здравоохранения и компании, продвигающие продукты, которые повышают иммунитет, извлекли выгоду». Это помогает несколько лучше понять суть феномена вероятностной правды в информационном обществе.

pic_2022_08_63.jpg

Иллюстрация: Тончи Бендер


Разные разности
Пингвины во сне
Все мы знаем, как важен сон. В этом смысле очень тяжело молодым мамам. Первый месяц-два, когда детеныша надо кормить каждые три часа, о ночном сне можно забыть. И это тяжело, женщины знают. А как животные с этим справляются? Например — птицы? Би...
Долгожители обязаны вирусам
Почему при прочих равных условиях одни доживают до ста лет, а другие — нет? Исследователи из Копенгагенского университета решили поискать ответ на этот вопрос в кишечнике долгожителей, а точнее — в том гигантском сообществе бактерий, которы...
Сердце требует движения
Огромное количество исследователей во всем мире изучает сердечно-сосудистые заболевания и пытается найти универсальное решение. И на самом деле все они сходятся в одном: универсальное решение есть, и это — движение.
Фантастический телескоп
Два года назад NASA запустило в космос уникальную инфракрасную обсерваторию, до сей поры невиданную — телескоп Джеймс Уэбб. Мы уже рассказывали об этом, но не грех и повторить, потому что это настоящее рукотворное чудо.