Добрые намерения — плохие результаты

Л.Н. Стрельникова
(«ХиЖ», 2022, №5)
pic_2022_05_15.jpg
Иллюстрация Петра Перевезенцева

Наш жизненный опыт подсказывает нам, что добрые намерения не всегда приводят к хорошим результатам. Отсюда модные выражения — «причинить непоправимое добро», «каждое доброе дело должно быть наказано» и тому подобные. Еще одно подтверждение этого тезиса пришло из необычного научного исследования

В США считают, что один из надежных способов уменьшить число погибших в дорожных авариях — это постоянно информировать водителей о количестве жертв на дорогах. И не только считают, но и действуют, размещая эту информацию на специальных табло, расставленных вдоль дорог. Например — «1669 смертей в этом году на дорогах Техаса!» Предполагали, что лишнее напоминание должно мобилизовать водителя. Но оказалось всё наоборот!

Исследователи из Университетов Торонто и Миннесоты усомнились в эффективности этой методы и решили ее проверить. Сообщения о смертельных случаях на шоссе были показаны по крайней мере в 27 штатах США. Исследователи выбрали Техас, потому что там чиновники решили выдавать эти данные на табло в течение только одной недели в месяце. Поэтому была возможность сравнивать недели без сообщений и обычные. И вот что показал тщательный анализ.

Оказалось, что в течение именно той недели, когда табло сообщали водителям о жертвах на дорогах, было больше аварий по сравнению с неделями без них на 4,5%.

И вот общий итог. Сообщения о смертельных случаях вызывают дополнительные 2600 аварий и 16 смертей в год в Техасе, что обходится в 377 миллионов долларов ежегодно. Исследователи обнаружили, что чем больше жертв указано в объявлении, тем более оно вредоносно.

В чем же дело? Исследования показали, что самым опасным и аварийным становится участок в 10 км после табло, на котором водитель увидел информацию о жертвах на дорогах. Она его расстроила и отвлекла внимание от дороги. Причем чем больше количество жертв на табло, тем сильнее расстройство, и тем сильнее отвлечение от дороги, и тем серьезнее последствия. И понятно, что большинство дополнительных аварий случалось в январе, когда в сообщении указывали общее годовое количество. Это же был нарастающий от месяца к месяцу итог.

Исследователи также обнаружили, что аварии увеличились в тех районах, где интенсивность движения была высокая и требовала от водителей повышенного внимания.

Любое шоссе и автодорога — это объект повышенной опасности. Ничто не должно отвлекать внимание водителя, только указатели, дорожные знаки и информация о трафике. А все остальное, если оно отвлекает внимание, включая рекламу, хорошо бы убрать. По-моему, это должно быть ясно и без всяких научных исследований.

Разные разности
Кофе и мы
Когда лучше пить кофе? Утром? Днем? Вечером? Казалось бы, бессмысленный вопрос — когда хочу, тогда и пью. И тем не менее он стал предметом исследования ученых.
Кофе и муравьи
Мы как будто и так знаем, что чашка кофе стимулирует умственные способности. Однако это субъективный опыт, и хорошо бы подтвердить его в независимых и однозначных экспериментах. Для этого ученые исследовали влияние кофеина на память в экспериментах н...
Кофе и пчелы
Если вы думаете, что только люди любят кофе, то глубоко заблуждаетесь. Кофеин очень любят пчелы. Из предлагаемых напитков пчелы выберут тот, в котором есть кофеин. Похоже, об этом знают растения и используют эту пчелиную слабость в своих интересах.
Пишут, что…
…бабочки в полете постоянно изменяют угол наклона своего тела, чтобы как можно дольше парить между редкими взмахами крыльев, отчего направление их движения становится непредсказуемым… …если заглушить группу нейронов в гипоталамусе, то можно избавит...