Интервью и репортажи

Самый полный обзор
Александр Гурьянов

Вышел обзор наблюдений околоземных астероидов радиотелескопом Аресибо в 2017-2019 годах. Среди широкой публики радар печально знаменит тем, что в декабре 2О20 года разрушился, не дожив три года до своего шестидесятилетия. Работа содержит параметры 191 астероида. Астрофизики определили размеры 167 из них, а для 112 получили поляризационные данные о минералогии поверхности. Два астероида оказались обогащены металлами. Для 37 тел наблюдателям удалось выяснить очертания, геометрические размеры и детали поверхности, а также периоды их вращения.

Шрамы Фобоса
Александр Гурьянов

Спутник Марса Фобос покрыт многочисленными полосами борозд, которые простираются почти по всей поверхности, часто параллельны и имеют одинаковую ширину. Для объяснения их происхождения группа астрофизиков провела расчет растягивающих поверхность Фобоса механических напряжений в стандартной для малых небесных тел модели «кучи гравия» с упругой оболочкой. Напряжения возникают из-за приливных сил со стороны Марса. Расчет показал, что растяжение может вызывать появление глубоких трещин параллельных друг другу в направлениях широт и долгот Фобоса. Раскрытие трещин вызовет опадание материала их стенок на дно, что и приводит к наблюдаемому виду борозд.

Скопления против Ньютона
Александр Гурьянов

Рассеянное скопление обычно имеет два хвоста из звезд, движущихся впереди и позади него по орбите вокруг центра галактики. Немецкие астрономы изучили пять скоплений из близких галактик и нашли, что в каждом из них в отстающем хвосте звезд меньше. Кроме этого ученые обнаружили, что эти скопления живут меньше, чем предсказывает теория Ньютона. Компьютерные расчеты показали, что малые времена жизни и данные о распределении звезд хорошо описывает не закон всемирного тяготения Ньютона, а теория MOND, предложенная в 1983 году физиком М. Мильгромом.

Короткие заметки
Кошмар Джеймса Уэбба
Телескоп «Джеймс Уэбб» ведет наблюдения Вселенной начала времен, астрофизики расшифровывают данные, а космологи смотрят на результат и, похоже, приходят в ужас. Кошмаром, открывшимся космологам, воспользовались маргиналы от науки и повели подкоп под святое: Большой Взрыв. В чем суть скандала?
Самая тяжелая звезда
Александр Гурьянов
Астрономы до сих не понимают, как образовались самые массивные звезды, те, масса которых более чем в сто раз превышает массу Солнца. Такие гиганты обычно находят в центрах самых плотно заселенных звездами кластеров. Недавно на восьмиметровом телескопе международной Южной обсерватории Джемини наблюдатели получили лучшее на сегодняшний день изображение R136a1. Это самая массивная из известных астрофизике звезд, которая находится на расстоянии около 160 тыс. световых лет от Земли.
Трехмерная система
Александр Гурьянов
Астрометрия - один известных способов обнаружения двойных звезд и экзопланет. Если планета существует в двойной звездной системе, то никакой другой метод не позволит полностью восстановить взаимное расположение орбит всех трех тел системы. Недавно открытая планета у двух звезд GJ 896A и GJ 896B движется в направлении, противоположном обращению звезд-компаньонов. Это первый случай обнаружения такой орбитальной конфигурации в компактной двойной звездной системе.
Планета? Нет, звезда
Александр Гурьянов
Первые планеты вне Солнечной системы были найдены три десятилетия назад. Сейчас астрофизики достоверно знают о существовании пяти тысяч экзопланет, большинство из которых открыл специализированный космический телескоп Кеплер. Недавно в астрономическом журнале США появились работа, в которой астрономы Массачусетского технологического института сообщают, что несколько из этих планет на самом деле маленькие звезды.
Террасы на астероиде
Александр Гурьянов
Вблизи астероида Бенну чуть больше полукилометра диаметром космический зонд OSIRIS-REx находился с 2018 по 2020 год. За это время с помощью видеокамер и лазерного локатора ученые создали подробную цифровую карту малого небесного тела. Детальный анализ карты показал существование террас, то есть многочисленных ступеней рельефа, примерно параллельных широте.
Мягкий и пористый
Александр Гурьянов
Изучение небольших околоземных астероидов стало одним ведущих направлений современных исследований космоса. Американский космический зонд OSIRIS-Rex в следующем году привезет грунт астероида Бенну. Взятие пород его поверхности позволило оценить их прочность и пористость, а также высказать предположение о механизме образования самого астероида.
Миссия выполнима
С помощью космического аппарата Rosetta на комете 67P/Чурюмова — Герасименко были обнаружены вещества, которые до этого не встречались в открытом космосе.
Подрыв Марса
Александр Гурьянов
Происхождение Марса, его эволюция и история неясны до сих пор. Уже два десятилетия ученые спорят о происхождении минерала оливина на Красной планете. Астрофизики Университета штата Аризона установили, что богатые им породы – это осадки, образовавшиеся в результате катастрофических взрывных извержений вулканов.
Инверсия зкзопланет
Александр Гурьянов
Ученые Лондона впервые провели популяционный анализ атмосфер зкзопланет. Были проанализированы спектры двадцати пяти горячих юпитеров, планет размером с крупнейший газовый гигант Солнечной системы, расположенных близко к их звездам. Установлены корреляции между разными характеристиками атмосфер и их химическим составом.
Быстрые, яркие, молодые
Александр Гурьянов
Звезда β Pictoris знаменита тем, что окружена одной из молодых планетных систем в стадии формирования. Международная команда ученых открыла у звезды β Pictoris три десятка новых комет и определила размеры их ядер. Анализ свидетельствует о том, что экзокометы появились в результате столкновений и разрушений более крупных тел.
Дальние звезды тяжелее
Александр Гурьянов
Как выглядят звезды в нашей Галактике, хотя бы издалека, мы знаем. Последние семьдесят лет принято считать, что состав звезд других галактик подобен популяции сотен миллиардов звезд Млечного Пути. Ученые Института Нильса Бора при Копенгагенском университете доказали, что это не так.
Туманный цвет недальних планет
Александр Гурьянов

Газовые гиганты Уран и Нептун похожи как родные братья. Нептун ярко-голубой, Уран бледно-голубой. Причины этого выяснили ученые Оксфордского университета. Они построили единую модель атмосфер обеих планет.

Плесень на темной материи

Десять лет назад биологи разработали алгоритм, позволяющий рассчитать траекторию распространения плесени. А теперь оказалось, что сети, созданные биологической системой и силой гравитации, удивительно похожи. Поэтому астрофизики заложили идеологию «плесневого» алгоритма в компьютерную программу. Так была построена трехмерная модель-карта расположения филаментов в нашей области Вселенной — до ста миллионов световых лет в радиусе от Земли.

28.01.2023