Мозг бытовых пьяниц

Александр Гурьянов

Как известно, мозг сложен из серого вещества с нейронами и другими компонентами и белого вещество, состоящего в основном из волокон нейронов. Давно ясно, что алкоголь в больших дозах очень плохо влияет на обе ткани мозга. Он вызывает разрушение серого вещества, смерть его нейронов и дезинтеграцию волокон белого вещества. Ну а в малых дозах?

Этим вопросом заинтересовалась группа социологов и психологов из университетов США и Европы во главе с доктором Реми Девит (Remi Daviet) из Школы бизнеса Висконсинского университета в Мэдисоне. Ученые провели всесторонние статистические исследования на основе биобанка Англии. Это самая большая база данных о 37 тысячах здоровых британских граждан европейского происхождения, которая содержит качественные томограммы их мозга и сообщенные ими за последний год данные о потреблении алкоголя и социальном положении. Работа опубликована в журнале Nature Communications в марте.

Исследователи изучили связи между потреблением алкогольных напитков респондентов в возрасте 40—49 лет и структурой и объемами их серого вещества, а также строением их белого вещества. Дозы ученые измеряли порциями, эквивалентными 8 граммам этанола. До исследования мнения о влиянии на мозг употребления алкоголя в средних и малых количествах (1—2 порции в день) рознились.

Результаты оказались неутешительными. Алкоголь уменьшает общий объем мозга и местный объем серого вещества, а также изменяет микроструктуру белого. Эти корреляции начинают проявлять себя с одной-двух порций ежедневно и возрастают с увеличением дозы. Для женщин нижняя предельная доза на четверть меньше. Таким образом, проблемы начинаются с 50—100 грамм спиртового эквивалента в неделю. Говоря по-русски, стопка в день — и ты болен на голову.

Nature Communications 13, 1175, 2022