Повторение — мать учения

Александр Гурьянов

Этой теме посвящен обзор профессора психологии из Университета штата Айова Шэны Карпентер (Shana K. Carpenter) и двух ее коллег под названием «Наука эффективного обучения с практикой перерывов и повторений». Работа, появившаяся в октябре в  Nature Reviews Psychology, содержит ссылки на статьи о методах обучения, которые появились за последнее столетие.

Главный вывод состоит в том, что ключ к эффективному усвоению любого знания — это совмещение двух методов. Это постепенное с перерывами освоение информации и ее повторение. Авторы указывают, что такие практические методы все еще не находят в учебных заведениях должной поддержки.

Прерывистое получение знания предполагает постижение его небольшими дозами. Для подтверждения этого тезиса авторы ссылаются на более чем две сотни публикаций. Профессор Шэна Карпентер приводит пример работы, в которой дана статистика обучения студентов-медиков хирургии. Группа, которая в течение трех недель проходила практические занятия с повторами, гораздо успешнее и быстрее сдала контрольные тесты, чем студенты, освоившие тот же материал за один день. Проверку проводили спустя полмесяца и год после занятий. Пример, надо сказать, вполне хрестоматийный. Студенты знают, как мало дает ночная возгонка знаний перед экзаменом по сравнению с регулярным посещением лекций и семинаров.

Авторы пишут, что универсального правила для выбора интервалов между практическими занятиями нет. Эффективнее всего возвращаться к материалу после того, как забыта лишь его часть, но не весь он целиком. Такое повторение может иметь самые разные формы, к примеру тесты или написание небольших проектов. Повтор должен помочь учащимся четко понять, что они знают, а что нет. Быстрая проверка результатов и выявление ошибок делает такое обучение более эффективным.

Очень модная в наше толерантное время всеобщей образованности тема дистанционного обучения составляет особый предмет академического обзора. Авторы видят причину недостаточного применения описанных выше приемов в популярности концепции легкого знания. Она состоит в том, что обучение должно приносить удовольствие учащемуся, чтобы быть успешным. Просто приятное перечитывание учебника и повторение основных мыслей создает то, что называют иллюзией обучения. Авторы исследования обсуждают выставление оценок и тот факт, что многие люди не любят делать ошибки и испытывают отрицательные эмоции по этому поводу.

Статья акцентирует внимание на применении цифровых методов для внедрения двух основных методов обучения, однако не утверждает их исключительность. В качестве альтернативы психологи приводят примеры обучения математике в начальной школе с постоянными повторениями. Тем, кто учился в достойных российских школах, эти примеры хорошо знакомы. Видимо, следуя моде и противореча самим себе, авторы подчеркивают, что успешные учителя не ставили оценки детям.

«Умение учиться гарантирует, что куда бы вы ни двинулись после окончания своего формального образования, вы будете знать, как освоить любой предмет и стать в нем успешным», — говорит профессор Карпентер. По убеждению авторов, выраженному в преамбуле к статье, «обзор имеет важные приложения для ситуаций, когда учащиеся должны отслеживать и регулировать свое обучение». По-видимому, университетские психологи сильно переоценивают свой труд. Их выдающиеся мысли очевидны любому школьному учителю и выпускнику приличного вуза.


Nature Reviews Psychology,1,9,496, 2022

Разные разности
Наука и техника на марше
В машиностроении сейчас наблюдается оживление. И то, о чем пойдет речь в этой заметке, это лишь малая толика новинок в области специального транспорта, который так необходим нам для освоения гигантских территорий нашей страны.
Пишут, что...
…даже низкие концентрации яда крошечного книжного скорпиона размером 1–7 мм (Chelifer cancroides) убивают устойчивый больничный микроб золотистый стафилококк… …скрученные углеродные нанотрубки могут накапливать в три раза больше энергии на еди...
Мамонты с острова Врангеля
Остров Врангеля открыл в 1707 году путешественник Иван Львов. А в конце XX века на острове нашли останки мамонтов. Их анализ показал, что эти мамонты дольше всего задержались на Земле. Но почему же они все-таки исчезли?
Марс: больше ударов метеоритов, чем предполагалось
Каждый год на Землю падает около 17 тысяч метеоритов. Замечаем мы их редко, потому что большинство из них сгорают в атмосфере Земли. Интересно, а как дела обстоят на Марсе, где атмосфера в сто раз тоньше и более разреженная? Значит ли это, что н...