|
Иллюстрация Петра Перевезенцева |
У меня память сохранила неприятные воспоминания. Лето. Одесса. Жара. Я еще ребенок, но уже многое подмечаю. Вижу, как ленивый, разморенный город вдруг оживает, начинается движение, по цепочке передается волшебная фраза «Слава пришла!», «Слава пришла!». Я не понимаю, какая слава и куда пришла. Но люди понимают и устремляются в рыбный магазин на Дерибасовской.
А дело в том, что в порт Одессы зашла китобойная база «Слава», и на прилавках рыбного магазина появились крупные куски китового мяса. Смотреть на него я не могла — мне было жалко китов до слез.
История китобойного промысла насчитывает не одну сотню лет. Когда-то коренные народы Севера добывали китов, чтобы прокормить свои семьи. Это были небольшие количества. А вот уже во второй половине XVIII века начался коммерческий лов — ради китового жира, китового уса и мяса.
Наиболее активно он шел в XX веке, когда появились мощные суда и соответствующие орудия лова. В результате популяции китов, а она насчитывает почти 100 видов, был нанесен страшный урон — было уничтожено от 60 до 90% этих морских млекопитающих. И это стало большим ударом для океанических экосистем.
Однако не только для океана. Удар пришелся и по человечеству, которое страдает от роста глобальной температуры. Исследования последних лет показали, что киты прекрасно высасывают углекислый газ из атмосферы.
Причем поглощающая способность китов намного превышает таковую у деревьев. Один кит поглощает такой же объем углекислого газа, как тысяча деревьев, и работает как хранилище для СО2. Киты на протяжении всей жизни накапливают углерод в своих тушах — до 33 тонн СО2. Умирая, они опускаются на дно океана, захоранивая этот углерод на сотни лет.
Но на этом вклад китов в извлечение СО2 из атмосферы не заканчивается. Благодаря своим огромным размерам, киты создают в океане большую турбулентность, которая взбаламучивает воду, перемешивает слои и поднимает со дна на поверхность питательные вещества для фитопланктона. Да и сами киты, испуская фекалии, богатые железом, а делают они это в поверхностных водах, дают великолепную пищу для планктона. Можно сказать, что киты удобряют океан.
Фитопланктон занимается фотосинтезом. Он перерабатывает примерно 40% углекислого газа из атмосферы и возвращает в нее кислород. Причем половина кислорода в атмосфере — это заслуга фитопланктона. Цепочка тут простая: больше китов — больше их питательных фекалий-удобрений — больше фитопланктона — меньше углекислого газа в атмосфере и больше кислорода.
Так что киты — важнейший фактор стабильности экосистем Мирового океана. А значит — и всей планеты. Убивая китов, мы меняем климат на Земле, потому что удаляем из океана огромный живой углеродный насос. В природе все взаимосвязано, и, вынимая одно звено, мы рвем всю цепочку.
В России китобойный промысел запрещен, слава Богу. Но некоторые страны, в основном Япония, Норвегия и Исландия, продолжают отлавливать китов, пусть и с ограничениями. Хотя я не понимаю, как можно убивать такое потрясающее животное, которое к тому же умеет петь. Таких млекопитающих на Земле всего два — кит и человек.