Батареи для экспресс-зарядки

Александр Гурьянов

Электромобили сегодня популярны, как никогда. По-видимому, через десятилетия они станут основным средством передвижения. Но их широкое распространение сдерживают свойства аккумуляторов в них. Лучшие энергоемкие литий-ионные батареи уже способны запасти от четверти до трети киловатт-часа на килограмм своего веса. Это означает, что современные батареи позволяют построить электромобиль, который будет пробегать полтысячи километров на одной зарядке аккумулятора в сотню киловатт-часов. Очевидно, вес его составит несколько сот килограммов.

Однако заряжаются нынешние аккумуляторы очень долго, иногда десятки часов, поэтому их полное восстановление в пути проблематично. Второй недостаток состоит в том, что разведанных запасов руд для производства кобальта, графита и лития попросту не хватит при электромобилизации всего человечества. Если батареи электромобилей останутся принципиально такими же, их попросту не достанется всем желающим.

Несмотря на эти соображения, власти самого «зеленого» в США штата Калифорния приняли решения в ближайшие 13 лет полностью заменить автомобили с двигателями внутреннего сгорания на электрические, а Евросоюз ввел против первых драконовские меры.

Выход предложили исследователи университета штата Пенсильвания во главе с профессором механической инженерии Вэнгом Чао-Янгом (Chao-Yang Wang). Они слегка модифицировали литий-ионную батарею (265 киловатт-часов на килограмм веса), чтобы она быстрее заряжалась. Это позволило ученым за 12 минут зарядить ее до 75% емкости. Они смогли сделать это более 900 раз. Суммарный  энергоресурс такого числа зарядок эквивалентен пробегу в 800 тысяч км.

Секрет быстрой зарядки батареи кроется в оптимизации идущих в ней электрохимических реакций в режиме реального времени. Делается это автоматически с помощью непрерывной регуляции ее температурного режима. Если раньше ее помещали в емкость с регулируемой температурой, то теперь физики внесли небольшие изменения в саму конструкцию, вставив внутрь ультратонкую никелевую фольгу. Она-то и позволяет регулировать температуру заряда современных автомобильных аккумуляторов для поддержания в высокоактивном состоянии их электрохимических процессов. Ученые также построили теоретическую модель происходящих явлений.

Профессор Чао-Янг отмечает, что его технология быстрой зарядки в пути позволит понизить емкость средней автомобильной батареи в три раза. Однако это будет справедливо только при наличии разветвленной сети станций для зарядки электромобилей. Необходимо и массовое принятие технологии автовладельцами. На наш взгляд, новая технология не меняет ситуацию радикально, как это пытается представить рассказавший о ней журнал «Nature».


(Nature, October 12, 2022)

Разные разности
Камни боли
Недавно в МГУ разработали оптическую методику, позволяющую определить состав камней в живой почке пациента. Это важно для литотрипсии — процедуры, при которой камни дробятся с помощью лазерного инфракрасного излучения непосредственно в почках.
Женщина изобретающая
Пишут, что за последние 200 лет только 1,5% изобретений сделали женщины. Не удивительно. До конца XIX века во многих странах женщины вообще не имели права подавать заявки на патенты, поэтому частенько оформляли их на мужей. Сегодня сит...
Мужчина читающий
Откуда в голове изобретателя, ученого вдруг возникает идея, порой безумная — какое-нибудь невероятное устройство или процесс, которым нет аналогов в природе? Именно книги формируют воображение юных читателей, подбрасывают идеи, из которых выраст...
Пишут, что...
…археологи обнаружили на стоянке мамонтов Ла-Прель в округе Конверс бусину, сделанную из кости зайца, возраст которой составляет около 12 940 лет… …астрофизики впервые обнаружили молекулы воды на поверхности астероидов Ирис и Массалия… ...