![]() |
Иллюстрация Петра Перевезенцева
|
Истерика зеленых по поводу глобального потепления охватила весь мир и принудила научное сообщество заниматься изучением бытования СО2 на Земле.
Вы спросите — как можно заставить ученых что-то изучать? Да очень просто. Если ты исследуешь все, что связано с СО2 в атмосфере, тебе будут давать гранты и немедленно публиковать твои статьи в научных журналах. А не считаешь нужным изучать — ну тогда извини. Это чистой воды конъюнктура, в результате которой количество статей с упоминанием СО2 растет. Вижу это невооруженным глазом.
И лучше бы не публиковали. Потому что каждая такая публикация — это эскалация истерики зеленых, которые уже не знают, куда бежать и за что хвататься. СО2 выделяет нефте- и газоперерабатывающие отрасли, предприятия энергетики, сжигающие нефть, газ и уголь, металлургия и производство цемента.
Мало того что со всем этим надо разбираться, придумывать технологии, чтобы сократить выбросы СО2. Так ведь еще люди и животные выдыхают углекислый газ!
И тут ученые выясняют страшное — почва выделяет все больше и больше СО2. Действительно, одна пятая часть атмосферного СО2 поступает из почвы. Что неудивительно. В почве идет бурная микроскопическая жизнь. Микроорганизмы, включая бактерии и грибы, ни секунды не сидят без дела и непрерывно разлагают органические вещества — опавшие листья, отмершие растения и животных. И вся эта микробная работа сопровождается выбросом СО2 в атмосферу. Ученые называют это гетеротрофным дыханием почвы.
Так было всегда, испокон веков. Мы это и раньше знали. Что же тут страшного? А страшно то, что, как выяснили швейцарские ученые, выбросы СО2 почвенными микробами в атмосферу Земли ускоряются в глобальном масштабе и к концу этого столетия увеличатся на 40%.
Почему это происходит? Во-первых — из-за объективного потепления на Земле, которое подстегивает активность почвенных микроорганизмов. А во-вторых — из-за увеличения влажности почвы в арктических и полярных регионах. Здесь тает мерзлота и насыщает почву влагой, причем как раз в той мере, как это нужно микробам. За что микробы очень благодарны и начинают активничать. Именно здесь, в полярных регионах, выбросы СО2 к 2100 году увеличатся на 119%, а в остальных регионах — на 38–48%.
На самом деле, это прекрасная иллюстрация того, как в природе работают петли обратной связи: потепление растапливает мерзлоту, вода насыщает почву и микробы начинают выделять СО2 с удвоенной силой, который усиливает парниковый эффект и ускоряет таяние мерзлоты. А в других регионах работает нагрев почвы сам по себе, правда, не с такой эффективностью.
Большой вызов природа бросила зеленым, которые усердно борются с углеводородной энергетикой, вырубая леса под ветряки, сводят рождаемость на планете к отрицательным значениям, чтобы всякие тут не выдыхали углекислый газ, и пускают коров под нож, которые мало того что СО2 выделяют, так еще и метан из себя исторгают.
Спрашивается — а что теперь будете делать с почвой, которая выделяет все больше СО2? А про океан, который выделяет в полтора раза больше, и вовсе боюсь спросить.
Думаю, экология нынче стала слишком алармистской и слишком редукционистской. Нужно изучать не только источники СО2, но и его природные ловушки — ту же почву, тот же океан, для которых СО2 — это необходимое условие для фотосинтеза, а значит — жизни.
И не надо бросаться на природу с топором, чтобы освободить место под рапс для биодизеля и ветряки, а учиться у нее утилизировать СО2. Занялись бы лучше делом — сажали бы леса. Больше бы пользы принесли и Земле, и людям.