Химия

Сукцессия
Архив
Сукцессия
В.Н Сукачев
По поводу того, какова нормальная судьба леса, впрочем, как и любого другого крупного растительного сообщества, называемого фитоценозом, или, шире, биогеоценозом, есть несколько сильно различающиеся точки зрения, дискуссии о которых проходили в первой трети XX века. Вот как об этом рассказывал академик АН СССР В.Н.Сукачев во время дискуссии в Ботаническом институте АН СССР «Что такое фитоценоз?» 23 марта 1934 года.
Тайны киотского леса
Тайны киотского леса
Лес — сложный объект. С одной стороны, он — базовый элемент глобальной экосистемы, обеспечивающий стабильность множества растений и животных, включая человека. Такой элемент лучше не трогать, а предоставить ему жить по своим законам. А с другой стороны, лес — это источник ресурсов, как пищевых, так и технологических, поэтому он подлежит хозяйственному освоению.
Климат: глобальное и экстремальное
Климат: глобальное и экстремальное
А.А. Рузмайкин
Жаркие споры о том, считать ли глобальное потепление реальным природным явлением или всего лишь артефактом, возникшим из-за несовершенства численного моделирования, приостановились из-за непредсказанного изменения климата. Антропогенные выбросы газов, поглощающие тепло Земли и препятствующие излучению теплового потока Земли в космос, продолжаются, а температура расти перестала.
Путешествия «Эндюранса»
Путешествия «Эндюранса»
О.О. Фейгин
Научно-фантастический фильм «Interstellar» («Межзвездный»), вышедший на экраны в конце 2014 года, вызвал большой интерес не только в среде киноманов, но и в ученом мире. Ведь в сюжете фильма есть полеты через гиперпространство, падения в черные дыры и путешествия во времени. К тому же научным консультантом фильма был сам Кип Торн, профессор Калифорнийского технологического института, иностранный член РАН, известный своими смелыми идеями в области астрофизики и гравитации.
Шипастый арсенопирит
Шипастый арсенопирит
Б.З. Кантор
Арсенопирит — природный сульфоарсенид железа FeAsS. Встречается главным образом в гидротермальных жилах, где образовался из горячих водных растворов. Часто сопровождает полиметаллические (Zn, Cu, Pb), вольфрамовые и оловянные руды, образует и самостоятельные месторождения. Арсенопирит изредка используют как источник никеля, кобальта, золота, иногда входящих в его состав в качестве примесей. Для коллекционеров же арсенопирит был и остается одним из любимых минералов. Чем же вызвано образование шипов на поверхности кристаллов?
Палеонтология, экология, эволюция
Палеонтология, экология, эволюция
Двадцать второго июля 2015 года исполняется 70 лет со дня рождения одного из самых ярких отечественных палеонтологов — Владимира Васильевича Жерихина (1945—2001). Кругом научных интересов Жерихина с самого начала была палеонтология насекомых, в первую очередь жуков. Но от простого изучения ископаемых насекомых он сумел подняться до глубоких теоретических обобщений в области биологической эволюции и филоценогенетики.
Копротранспорт
Эксперимент
Копротранспорт
Обычно содержимое унитаза попадает в городскую канализацию и далее следует на переработку к так называемым полям орошения, проходя по дороге биологическую и химическую очистку. А если есть подозрения, что система работает как-то не так, что содержимое унитаза сразу же оказывается в окружающей среде? Тогда нужно привлекать к ответственности городские службы. Но как доказать, что неприятный запах от реки вызван именно содержимым унитаза? Для этого нужно поставить эксперимент по изучению копротранспорта (напомним, что по-гречески kopros — навоз или кал).
LED и потерянные ресурсы
LED и потерянные ресурсы
Специалисты из дармштадского отделения Института прикладной экологии во главе с Маттиасом Бухертом по заказу правительства земли Северный Рейн— Вестфалия в феврале 2012 года попытались проанализировать, какие элементы в каких отходах содержатся и как все это можно перерабатывать.
Драгоценные яйца
Драгоценные яйца
Л. Стрельникова
Фонд Черепахи (Turtle Foundation) был основан в 2000 году, и первый свой масштабный проект он развернул в Индонезии на двух островах архипелага Дераван (Derawan), куда приходят зеленые черепахи, чтобы отложить яйца. Результаты проекта за 12 лет впечатляющие: 60% всех черепашьих гнезд на островах взяты под охрану от браконьеров. В результате этих усилий из яиц вылупились 6,5 миллионов черепашьих детенышей. Правда, лишь один-два детеныша из тысячи уцелеют и доживут до солидного возраста. Но этот процесс регулирует природа. Задача же Фонда — защитить черепах от людей.
О географии вообще и школьной в частности
Образование
О географии вообще и школьной в частности
Л.Е. Перлов
Любая наука отвечает в конечном счете на какой-то свой главный вопрос. Для математики, в самом примитивном виде, это вопрос «сколько?», для истории — «что и когда?». Для географии на протяжении двух тысяч лет такими вопросами были «что и где»? В начале XX века практически все ответы на эти вопросы были получены. Однако к этому времени появился другой, куда более интересный: почему? И тут же выяснилось, что, во-первых, настоящая география только начинается и, во-вторых, что она теснейшим образом связана с прочими областями знания.
Из жизни пчел
Из жизни пчел
Пчелам в современном индустриальном мире живется плохо, фактически идет их быстрое вымирание. Так, по данным опубликованного 17 июля 2014 года доклада «Scientists flying to the rescue of bees» французского Национального института сельскохозяйственных исследований (www.inra.fr), в странах Евросоюза ежегодно зимой гибнет от 25 до 40% пчелиных семей. В США — 35%. А еще десять лет назад нормой считалась гибель 10% семей. В общем, понесенные пасечниками потери настолько серьезны, что сейчас в Европе требуется поставить дополнительно более 13 миллионов ульев, иначе опыляемые пчелами растения снижают урожай.
Биоразложение на природе
Эксперимент
Биоразложение на природе
При всех разговорах о том, как это прекрасно — биоразложение пластиковых пакетиков и прочего мусора, который загрязняет окружающую среду по вине безалаберных туристов, безответственных любителей пикников и просто ленивых людей, неспособных донести отходы своей жизнедеятельности по назначению и выбрасывающих их на обочину дороги, - хочется самому убедиться: насколько эффективна эта мера?
Загадка папиршпата
Загадка папиршпата
Б.З. Кантор
Кальцит, природный карбонат кальция CaCO3 — один из самых распространенных минералов и чемпион минерального царства по разнообразию внешнего облика. Это качество кальцита связано с его необыкновенной живучестью: он отлично чувствует себя в огромном диапазоне физико-химических условий и поэтому встречается почти в любой геологической обстановке.
Сорняк в кукурузе
Сорняк в кукурузе
Хорошо известно, что одни растения способны угнетать или стимулировать рост других. Однако кто бы мог предположить, что культурное растение само стимулирует своего врага?
Восстание сорняков
Восстание сорняков
Жесткий отбор, который действует на наших полях, обработанных средствами защиты культурных растений, уже приводит к пугающим последствиям. Не будем говорить о выкладках противников ГМО и сторонников «органической пищи». Результаты «гонки вооружений» между фермерами и дикой флорой обсуждали специалисты на симпозиуме по борьбе с сорняками, который прошел в рамках ежегодного собрания Американского химического общества в сентябре 2013 года.
Космический магнит в нашей лаборатории
Космический магнит в нашей лаборатории
Д.Д. Соколов, Р.А. Степанов, П.Г. Фрик
Астрономы установили, что очень многие небесные тела, например Солнце или наша галактика — Млечный Путь, являются гигантскими магнитами, причем размеры магнитного поля сравнимы с размерами самого небесного тела. Вещество, из которого состоит Солнце — солнечная плазма, — очень горячее, а межзвездный газ в Млечном Пути очень разреженный. Поэтому магнитное поле в них связано не с упорядочиванием спинов, как в ферромагнетиках, а с процессами, принадлежащими к области классической физики.