Химия

Климат определяет атмосфера?
Александр Гурьянов

История климата Земли, к примеру, записанная в слоях льда Гренландии, показывает, что резкие перемены прошлого были результатом замедления Атлантической Меридиональной Опрокидывающей циркуляции. С замедлением этого планетарного течения, переносящего тепло на север Атлантики, многие ученые связывают изменение климата. Для проверки гипотезы о связи климатологи США разработали новую модель климата. Она дает охлаждение воды за счет атмосферных ветров даже при постоянстве океанических течений. Исследователи делают вывод, что роль океана невелика, а основной источник изменения климата лежит в атмосфере.

Карты приполярных регионов
Александр Гурьянов

Ученых университета Миннесоты представили результаты последних четырех лет съемки поверхности Земли с помощью высокоразрешающих спутников. Самые детальные топографические карты показывают приполярные регионы планеты. Это регионы от 60° северной широты, включающие Скандинавию, Гренландию, северную Канаду, и Сибирь, а также области от 60° южной широты с непрерывной картой Антарктиды. Ее ученые планируют обнародовать нынешней зимой. Разрешение изображений в 0,5 м позволяет видеть отдельные озера, дороги, здания и даже деревья. Картографы заключили партнерский договор с сервисом Амазон о том, чтобы в его виртуальном хранилище карты были доступны бесплатно всем желающим.

Зона в четырех измерениях
Александр Гурьянов
Зонами субдукции геологи называют те геологически активные регионы планеты, в основном на побережьях, где сходятся тектонические плиты. Недостаток знаний о них заставил национальный научный фонд США разработать широкую программу исследований. Ее цель состоит в объединении усилий ученых разных специальностей, размещении новых приборов в опасных регионах и разработке более точных геологических моделей. Экспериментальные усилия будут сконцентрированы на чилийской зоне субдукции, которая гораздо активнее североамериканской и аляскинской. В проекте примут участие 74 ученых из 55 университетов США.

Извержения изотопов фумарол
Александр Гурьянов

С 2014 по 2021 год группа японских ученых замеряла изотопные отношения благородных газов и CO2 из фумарол активного вулкана Кусацу-Сиранэ. Геофизикам удавалось фиксировать микроследы мантийного He3, а также соотношение Ar40/He3. Оно связано с интенсивностью дегазациии магмы, образованием пузырьков газа и отделением их от ее жидкой части. Объем образовавшейся пены определяет плавучесть магмы и объем газов, которые поступают в природный гидротермальный реактор вулкана.

Короткие заметки
Зима близко?
Изменение Гольфстрима может повлечь за собой кучу бед, а такое не раз случалось в истории планеты за время последнего оледенения. Исследователи из университета Сан-Пауло выяснили детали этого процесса.
Этиловый спирт против засухи

Короткие заметки
Заморозим полюса!
Американские энтузиасты во главе с независимым исследователем Умангом Бхаттараи проанализировали идею создания теплоотражающего экрана над полюсами Земли для борьбы с глобальным потеплением.
Спросите учителя
Большая Желтая река
Л.Е. Перлов
[Для ознакомления] Страшный сон школьника — географическая номенклатура. Еще страшнее — необходимость не просто выучить десятки названий, но и обозначить весь этот кошмар на контурной карте. И при этом не перепутать горы с реками, а города — с проливами. Зубрить все это, как правило, очень скучно. Кажется, что какой-либо логики в номенклатуре не просматривается. Однако некоторые из географических названий вообще могу свести с ума.
Живой углеродный насос в океане
Киты — важнейший фактор стабильности экосистем Мирового океана. А значит — и всей планеты. Убивая китов, мы меняем климат на Земле, потому что удаляем из океана огромный живой углеродный насос.
Остатки ранней коры
Александр Гурьянов
Поверхность Земли постоянно видоизменяется, поэтому на планете почти не осталось пород, существовавших сразу после ее рождения около четырех миллиардов лет назад. Международная коллаборация ученых Кельнского университета и Свободного университета Берлина недавно доказала, что остатки земной коры первых континентов все-таки существуют и указала места их расположения.
Гавайские глубины
Александр Гурьянов
Мантия Земли, простирающаяся до половины земного радиуса, переносит тепло к поверхности планеты, заставляет двигаться тектонические плиты и питает извержения вулканов. До сих пор сейсмические изображения структур на границе мантии и ядра, наиболее интересной с точки зрения теплового потока планеты, получались нечеткими. Геологам Кембриджского университета удалось получить детальное изображение участка границы под гавайскими островами. Это помогает понять, как появились вулканические цепи островов гавайского типа.
Геолог глобус уточнил
Александр Гурьянов

Новейшие карты активных границ тектонических плит и глобальных геологических провинций в формате объемного файла недавно представили австралийские ученые. Первое с 2003 года обновление хорошо коррелирует с наблюдаемыми землетрясениями и извержениями вулканов внутри деформационных зон и микроплит Земли. Границы первых теперь широки и непрерывны, а не дискретны как ранее. Самые большие изменения коснулись западного побережья США.

Ядерные осцилляции Земли
Александр Гурьянов
Внутреннее ядро Земли около полутора тысяч километров диаметром, состоящее из горячего и плотного железа, которое отделено от мантии жидким внешним железным ядром, постоянно перемещается. Геофизики считали, что в своем вращении ядро обгоняет мантию примерно на один градус в год. Недавно на базе анализа сейсмических данных ядерных взрывов ученые нашли, что внутреннее ядро планеты в последние десятилетия непрерывно колеблется.
Переворота не будет
Александр Гурьянов
Считается, что магнитное поле Земли меняет направление своих полюсов примерно раз в 200 тысяч лет. Поэтому научная общественность внимательно следит за данными о современных магнитных аномалиях. Шведские геофизики создали новейшую карту магнитных полей и показали, что перемен в ближайшее время не случится.
Дейтерий в стратосфере

[Для ознакомления] Проблема стратосферного дейтерия таки существует. Правда, пока она оказывается побочным продуктом более значимой проблемы стратосферного водорода, который влияет и на тепловой баланс планеты, и на жизнеспособность озонового слоя. Эти факторы уже вызывают опасения у специалистов по химии атмосферы в связи с программами развития водородной энергетики. Ведь по мере внедрения водорода в народное хозяйство утечки этого антропогенного газа станут возрастать, а деваться ему некуда, кроме как концентрироваться именно в стратосфере.

Тяжелый туман планеты
В. Кальменс

[Для ознакомления] С начала индустриальной эры, когда стали массово использовать ископаемые углеводороды, а температура планеты поползла вверх, в атмосфере растет содержание водородсодержащих газов. Их-то судьба и представляет интерес.

28.01.2023