Напоминаем, дорогие читатели, что 2019 год — Международный год Периодической таблицы химических элементов. Самое время поговорить с умными и неравнодушными людьми о современной химии, о ее проблемах и перспективах, о ее прошлом и будущем, о хемофобии и хемофилии, о тех, кто влюблен в эту науку и готов служить ей без остатка. Сегодня гость рубрики «Хемофилия» — член-корреспондент РАН Степан Николаевич Калмыков, заведующий кафедрой радиохимии на Химическом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова и с недавних пор декан факультета.
На своем огороде вполне могут вырасти хорошие огурцы, кабачки, петрушка и прочая зелень, если не вносить на грядки удобрения. Неплохо могут плодоносить плодовые кусты и деревья. А если нужно накормить не семью, а многомиллиардное население Земли — можно ли обойтись без «химических удобрений»? Ведь тысячи лет обходились без них, и даже слов таких не знали.
Сегодня уксусный альдегид получают главным образом окислением этилена. Однако до шестидесятых годов прошлого века в промышленности использовали другой подход – гидратацию ацетилена, катализируемую солями ртути. Первооткрывателем этой реакции по праву считается известный русский химик Михаил Григорьевич Кучеров.
Впервые удалось получить комплекс железа, который может быть как фотокатализатором, например для производства топлива, так и светоизлучающим диодом. Обычно для фотокатализа или в фотогальванических элементах применяются дорогие и редкие элементы. Результаты новой работы говорят о том, что в перспективе их может заменить железо.
Пищевые красители, особенно синтетические, вызывают больше всего вопросов и возражений, когда речь заходит о пищевых добавках. Важно еще и то, что часто красители добавляют сверх меры, чтобы придать товару более привлекательный вид. Потому что природные красители в разных фруктах и ягодах часто окрашены недостаточно интенсивно. Не следует думать также, что если краситель «натуральный», то есть выделен из природных источников, то он безвреден — это миф. Вот несколько примеров.
«Нитроглицерин», в отличие от «мелинита», слово всем знакомое. Кто-то пользовался таким лекарством, кто-то слышал о такой взрывчатке, большинство же читателей знает, что это одно и то же соединение. Кстати, название «нитроглицерин», с точки зрения химика, неверное. В нитросоединениях нитрогруппа (–NO2) связана с атомами углерода, а в молекуле нитроглицерина — с атомами кислорода. Нитроглицерин принадлежит к числу сложных эфиров азотной кислоты, это тринитрат глицерина.
В 1913 году был напечатан юмористический рассказ Аркадия Аверченко «Преступники», в котором автор иронизирует по поводу террористических актов с использованием бомб. К одному из таких обладателей бомбы обращается пристав: «Давно вашего брата не приходилось видеть... Как Эрфуртская программа поживает? Конечно, об вашем социальном положении нечего и спрашивать: лиддит, мелинит, нитроглицерин и тому подобный бикфордов шнур…» Ясно, что если уж Аверченко употребляет специальную терминологию, то читатель должен был знать, что такое «лиддит», «мелинит», «нитроглицерин» и «бикфордов шнур». О двух последних и сейчас все наслышаны, а вот «лиддит» и «мелинит» уже давно стали достоянием истории. О них и поговорим.
В лаборатории Технического университета Мюнхена получили самый большой суператом, состоящий из 43 атомов меди и 12 атомов алюминия. Вообще, это кластер, и рентгеноструктурный анализ показал, что металлы в нем расположены в узлах кристаллической решетки, однако с точки зрения электронного строения все 55 атомов, образующих кластер, ведут себя как один суператом. Он интересен не только с точки зрения электронного строения, но и как основа для разработки новых катализаторов.