Химия

Хемофилия
Химик — это штучный товар
Калмыков С.Н.

Напоминаем, дорогие читатели, что 2019 год — Международный год Периодической таблицы химических элементов. Самое время поговорить с умными и неравнодушными людьми о современной химии, о ее проблемах и перспективах, о ее прошлом и будущем, о хемофобии и хемофилии, о тех, кто влюблен в эту науку и готов служить ей без остатка. Сегодня гость рубрики «Хемофилия» — член-корреспондент РАН Степан Николаевич Калмыков, заведующий кафедрой радиохимии на Химическом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова и с недавних пор декан факультета.

Загадка звездного прометия

Если обратиться к архивам научных журналов, то начало истории звездного прометия, видимо, следует отнести к концу 60-х годов. Вот как оно выглядит в рассказе астронома Чарльз Коули из Мичиганского университета и его коллег из других научных организаций.

Прометий: факты и фактики

Как открыли и как используют этот удивительный элемент.

Сто химических мифов
Удобрения: вред или польза?

На своем огороде вполне могут вырасти хорошие огурцы, кабачки, петрушка и прочая зелень, если не вносить на грядки удобрения. Неплохо могут плодоносить плодовые кусты и деревья. А если нужно накормить не семью, а многомиллиардное население Земли — можно ли обойтись без «химических удобрений»? Ведь тысячи лет обходились без них, и даже слов таких не знали.

Именные реакции
Кучеров и его реакция
Рулев А.Ю., Пономарев Д.А.

Сегодня уксусный альдегид получают главным образом окислением этилена. Однако до шестидесятых годов прошлого века в промышленности использовали другой подход – гидратацию ацетилена, катализируемую солями ртути. Первооткрывателем этой реакции по праву считается известный русский химик Михаил Григорьевич Кучеров.

Комплекс железа «два в одном» — светодиод и фотокатализатор

Впервые удалось получить комплекс железа, который может быть как фотокатализатором, например для производства топлива, так и светоизлучающим диодом. Обычно для фотокатализа или в фотогальванических элементах применяются дорогие и редкие элементы. Результаты новой работы говорят о том, что в перспективе их может заменить железо.

Масс-спектрометрия взяла рекордный вес

Наномеханический масс-спектрометр впервые смог точно «взвесить» большой ДНК-вирус массой 105 MДа. Новая аналитическая система позволяет детектировать отдельные молекулы, масса которых выходит за пределы диапазона, в котором работают обычные масс-спектрометры.

Хемофилия
Элементарно

Значение Периодической таблицы для познания мира, для экспериментальной науки и философии трудно переоценить. Поэтому неудивительно, что 2019 год, год 150-летия Периодической таблицы, ООН объявила Международным годом Периодической таблицы химических элементов.. Ура!

Сто химических мифов
Выкрасить и выбросить?

Пищевые красители, особенно синтетические, вызывают больше всего вопросов и возражений, когда речь заходит о пищевых добавках. Важно еще и то, что часто красители добавляют сверх меры, чтобы придать товару более привлекательный вид. Потому что природные красители в разных фруктах и ягодах часто окрашены недостаточно интенсивно. Не следует думать также, что если краситель «натуральный», то есть выделен из природных источников, то он безвреден — это миф. Вот несколько примеров.

Криминальная химия
И снова лекарство и взрывчатка
Стрельникова Е.

«Нитроглицерин», в отличие от «мелинита», слово всем знакомое. Кто-то пользовался таким лекарством, кто-то слышал о такой взрывчатке, большинство же читателей знает, что это одно и то же соединение. Кстати, название «нитроглицерин», с точки зрения химика, неверное. В нитросоединениях нитрогруппа (–NO2) связана с атомами углерода, а в молекуле нитроглицерина — с атомами кислорода. Нитроглицерин принадлежит к числу сложных эфиров азотной кислоты, это тринитрат глицерина.

Кристаллы, очищающие природный газ

В Научно-технологическом университете имени короля Абдаллы (Саудовская Аравия) разработана металлоорганическая каркасная структура, повышающая эффективность очистки природного газа от нежелательных примесей — сероводорода и углекислого газа.

Искусственный пептид убивает вирус Зика

Международная группа исследователей получила искусственный пептид, способный разрушать вирус Зика и проникать через гематоэнцефалический барьер в мозг. Если безопасность нового вещества подтвердится, его можно будет применять для лечения и других вирусов, которые переносят кровососущие насекомые.

Ароматичность: инфляция или расширение концепции?

В химии термин «ароматичность» не имеет никакого отношения к ароматам и запахам — это одно из ключевых понятий, описывающих строение органических соединений.

Криминальная химия
Лиддит, мелинит, или пикриновая кислота
Стрельникова Е.

В 1913 году был напечатан юмористический рассказ Аркадия Аверченко «Преступники», в котором автор иронизирует по поводу террористических актов с использованием бомб. К одному из таких обладателей бомбы обращается пристав: «Давно вашего брата не приходилось видеть... Как Эрфуртская программа поживает? Конечно, об вашем социальном положении нечего и спрашивать: лиддит, мелинит, нитроглицерин и тому подобный бикфордов шнур…» Ясно, что если уж Аверченко употребляет специальную терминологию, то читатель должен был знать, что такое «лиддит», «мелинит», «нитроглицерин» и «бикфордов шнур». О двух последних и сейчас все наслышаны, а вот «лиддит» и «мелинит» уже давно стали достоянием истории. О них и поговорим.

Реакция Бутлерова в космосе

Исследователи из Гисенского университета имени Юстуса Либиха (Германия) считают, что нашли объяснение того, как происходит образование молекул углеводов в космическом пространстве и как оно могло происходить в условиях пребиотической Земли (то есть до того, как появилась жизнь).

Суператом

В лаборатории Технического университета Мюнхена получили самый большой суператом, состоящий из 43 атомов меди и 12 атомов алюминия. Вообще, это кластер, и рентгеноструктурный анализ показал, что металлы в нем расположены в узлах кристаллической решетки, однако с точки зрения электронного строения все 55 атомов, образующих кластер, ведут себя как один суператом. Он интересен не только с точки зрения электронного строения, но и как основа для разработки новых катализаторов.

28.01.2023