Химия

Новый разлагаемый полимер
Курамшин А.И.

«Дегидроаспирин» — так называется мономер, который синтезировали ученые из японского Университета Синсю. Из этого вещества получается виниловый полимер, гидролизующийся в уксусную и салициловые кислоты — исходные вещества аспирина. Это один из немногих винильных полимеров, который достаточно просто подвергается вторичной переработке.

Ядом — по туберкулезу
Курамшин А.И.

Из яда скорпиона выделили два соединения, которые могут стать антибиотиками нового поколения. Что особенно приятно — для получения этих соединений не придется «доить» скорпиона, поскольку химики придумали схему синтеза этих перспективных веществ.

Молекулярная клетка для хлорид-иона
Курамшин А.И.

Исследователи из Университета Индианы (США) разработали и синтезировали необычное соединение, с помощью которого можно извлекать хлорид натрия и другие хлориды из растворов.

Синтезированы самые маленькие циклодекстрины
Курамшин А.И.

Ученые из японского Университета Кансэй Гакуин синтезировали самые маленькие циклодекстриновые циклы, содержащие три и четыре звена глюкозы.

Хемоскоп
Генетика объясняет кислый вкус лимонов
Курамшин А.И.

Исследователи из Нидерландов ответили на вопрос, почему одни цитрусовые сладкие, а другие очень кислые. Мутация генов, отвечающих за выработку двух белков — протонных насосов, может увеличить сладкий вкус фруктов, и такие мутации, возможно, заинтересуют селекционеров.

Метан в фуллерене
Курамшин А.И.

Исследователи из Саутгемптонского университета впервые получили фуллерен C60, в полость которого заключена молекула метана. Так метан стал первой органической молекулой, которую удалось замуровать в самом известном фуллерене C60.

Хемоскоп
Хатимодзи — альтернативная жизнь?
Курамшин А.И.

Исследователи создали генетический код, в котором используется восемь азотистых оснований вместо обычных четырех. Расширенный генетический алфавит показывает, что та биохимия, которую мы сегодня наблюдаем на Земле, — не единственно возможная.

Молекула-гигант
Курамшин А.И.

Химики синтезировали самый объемный ацен. Вообще, это очень перспективный класс органических соединений — огромные молекулы, состоящие из линейно присоединенных бензольных колец. Новый гигант состоит из скелета — четырех конденсированных бензольных колец, в каждом из которых водород замещен на бензольные кольца.

Сто химических мифов
Всегда ли природное лучше синтетики?

В одной из первых статей этой серии говорилось о том, что слово «химический» стало ругательством, что раздаются призывы — вернуться к производству «зеленой» сельскохозяйственной продукции, без применения синтетических удобрений и ядохимикатов. Однако без них человек уже давно обойтись не может. Но всегда ли синтетический продукт хуже (или лучше) натурального?

Именные реакции
Женские дать имена
Рулев А.Ю.

Сегодня женщины в науке — дело обычное. Но сто лет назад, да и шестьдесят тоже, женщины в науке были редкостью. И кажется почти невероятным, что есть химические реакции, названные именами открывших их женщин. Но они существуют!

Хемоскоп
Медьсодержащий катализатор для водородной энергетики
Курамшин А.И.

Новый медьсодержащий комплекс, идею строения которого подсказала природа, эффективно расщепляет воду в нейтральной среде. Это открытие может сделать более доступным получение водорода с помощью восстановления воды.

Сто химических мифов
Страшные трансжиры

Если трансжиры попадут в пищу — что будет? В разных статьях можно прочитать, что они «повреждают стенки артерий, вызывают сердечно-сосудистые и онкологические заболевания, болезнь Альцгеймера и депрессию». И даже что транс-конфигурация «считается неправильной, так как организм человека просто неспособен ее воспринимать на клеточном уровне». Насколько это доказано?

Есть ли жизнь на Марсе?
Василевич Н.И.

Поисками жизни на Марсе астрофизики активно занимаются последние полвека. Сегодня к ним присоединились химики, которые, вполне возможно, уже нашли ответ на вопрос – есть ли жизнь на Марсе?

Хемоскоп
В гибели пчел виноват фипронил
Курамшин А.И.

Исследователи из Великобритании приводят доказательства в пользу того, что в массовой гибели медоносных пчел во Франции, наблюдавшейся в начале 1990-х годов, виноват инсектицид фипронил, а не имидаклоприд. Оба пестицида появились на рынке в начале 1990-х годов.

Хемоскоп
Новый тип химической связи?
Курамшин А.И.

В школьных и в вузовских учебниках описано три основных типа химической связи — ковалентная, ионная и металлическая. Тем не менее не все согласны, что любой тип связи можно свести к одному из этих трех. Для некоторых твердых веществ предлагают выделить четвертый тип — метавалентную химическую связь.

Сверхпрочная керамика для авиации
Курамшин А.И.

Ученые Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) и Российской академии наук разработали новый высокопрочный керамический материал. Ему не страшно длительное воздействие сверхзвукового потока воздуха при температуре выше 2600°C. Такие характеристики позволят сделать из нового материала носовые обтекатели и крылья новейших самолетов.

28.01.2023