Биология

Почему мы плачем, когда режем лук?
Вопросы - ответы
Почему мы плачем, когда режем лук?
Л. Викторова
Все мы плачем, когда режем репчатый лук. Что заставляет выделяться слезы? И можно ли этого избежать? Ответы на эти вопросы сегодня науке уже известны.
Почему бананы заставляют авокадо быстро созреть?
Вопросы - ответы
Почему бананы заставляют авокадо быстро созреть?
Л. Викторова
Недавно мой зять Николай, поклонник известного британского повара и кулинара Джейми Оливера, поинтересовался, как можно объяснить эффект, о котором рассказывал Оливер в своем очередном телевизионном шоу. Суть «фокуса» в следующем. Чтобы ускорить созревание авокадо, достаточно положить его зеленый плод в один пакет вместе с тремя желтыми бананами, и через день-два авокадо будет спелым. «Здесь какая-то химия», — сказал мой зять, и был прав.
Палеонтология, экология, эволюция
Палеонтология, экология, эволюция
Двадцать второго июля 2015 года исполняется 70 лет со дня рождения одного из самых ярких отечественных палеонтологов — Владимира Васильевича Жерихина (1945—2001). Кругом научных интересов Жерихина с самого начала была палеонтология насекомых, в первую очередь жуков. Но от простого изучения ископаемых насекомых он сумел подняться до глубоких теоретических обобщений в области биологической эволюции и филоценогенетики.
Мимолетный взгляд на биотех
Мимолетный взгляд на биотех
В ситуации, когда необходимо импортозамещение многих лекарств и продуктов питания, роль отечественной биотехнологии оказывается решающей, более того, жизненно важной для судьбы страны в целом, о чем и говорили 11 декабря 2014 года в Пущине участники рабочего совещания «Законодательное обеспечение развития биотехнологий в регионах РФ», организованного Обществом биотехнологов РФ им. Ю.А.Овчинникова и Комитетом по науке и наукоемким технологиям Госдумы во главе с его председателем академиком В.А.Черешневым.
Вóроны разрушают чужие помолвки
Вóроны разрушают чужие помолвки
И. Саенко
У воронов есть социальная лестница: на ее верху находятся пары со стабильными семейными связями; ниже — пары, у которых пока нет территории для размножения. Еще ниже стоят пары с несложившимися отношениями, они называются «нежестко связанными», или парами «со свободными отношениями». Оказывается, этим воронам мешают создать семью другие птицы. Исследователи проанализировали возможные причины такого поведения.
Немножко умереть
Немножко умереть
Е.О. Пучков
В 1959 году английский энтомолог и паразитолог Дэвид Кейлин предложил характеризовать все организмы в соответствии с уровнем их метаболизма. По этому показателю он выделил три состояния: нормальный метаболизм, пониженный, или гипометаболизм, и отсутствие метаболизма — аметаболизм. Состоянию аметаболизма Кейлин присвоил специальный термин — криптобиоз, или скрытая жизнь. Он отметил, что именно его наблюдал Левенгук, а Прейер назвал анабиозом. Необходимость же в новом термине ученый объяснил тем, что, по его мнению, жизнь в этом состоянии не прекращается, а приостанавливается, делается скрытой.
Овцекозы: гибриды и химеры
Овцекозы: гибриды и химеры
Время от времени в СМИ появляются сообщения о рождении гибрида овцы и козла или козы и барана. Так, в августе 2014 года о рождении очередного гипа заявил один ирландский фермер. Потомство принесла овца, оплодотворенная козлом, с которым находилась в одном загоне. Фермер утверждает, что наблюдал акт спаривания; он был уверен, что ничего из этого не выйдет. Однако получился детеныш с жесткой, как у ягненка, шерстью, а ножки у него длинные, как у козленочка, и рожки тоже козьи. И все бы хорошо, но теоретически такой гибрид появиться на свет не может, потому что у родителей разное количество хромосом: у овцы 54 хромосомы, а у козы 60.
Целебная сила гельминтов
Целебная сила гельминтов
В последние два десятилетия получила развитие гигиеническая гипотеза, согласно которой разгулу аллергических и аутоиммунных заболеваний мы обязаны повышенным гигиеническим стандартам. Иммунные расстройства обычны там, где чисто, безмикробно и безгельминтно. Дети рождаются с недозрелой иммунной системой, ее созревание начинается лишь после рождения, когда слизистую оболочку дыхательной и пищеварительной систем заселяют микроорганизмы-комменсалы. И чем сложнее состав микробиоты, с которой человек сталкивается в детстве, тем меньше впоследствии риск развития аллергии. Полноценная защита организма может сформироваться лишь в присутствии патогенов, в том числе гельминтов.
Карта мозга и коннектомика
Карта мозга и коннектомика
С.Б. Ястребова
В самом широком смысле коннектом — это все синапсы всех нейронов организма. В более узком и практически важном — совокупность связей между нервными клетками или их группами в пределах небольшой области мозга. Коннектом в первом значении — это причина и следствие нашей личности, выражение наших желаний, память, манера мыслить и говорить.
Что хотел сказать автор?
Что хотел сказать автор?
М.А. Шкроб
Если даже разумному существу не всегда под силу уловить смысл текста, то как нелегко, должно быть, обучить этому машину. А между тем непостижимое количество сведений хранится именно в текстовой форме: от научных статей до больничных карт, от патентов до записей в блогах, — погребенная в бумажной и цифровой форме информация ждет своего автоматического читателя.
Бескорыстная дружба мужская
Бескорыстная дружба мужская
Люди многое делят по половому признаку: одежду, баню, логику и даже дружбу. И если женская дружба остается предметом дискуссий, мужская сомнений не вызывает, и даже многократно воспета в прозе, стихах и музыке: «Ну а случится, что он влюблен, а я на его пути — уйду с дороги, таков закон: третий должен уйти!» Непонятно только, откуда этот закон взялся.
Механическое чувство тромбоцита
Механическое чувство тромбоцита
Один миллилитр человеческой крови содержит от 150 до 300 тысяч тромбоцитов, называемых иногда кровяными пластинками, — они плоские и безъядерные. Образуются тромбоциты в костном мозге, 5—11 дней циркулируют в крови и находят свой конец в печени, легких или селезенке. Главная задача тромбоцитов - образовывать тромб. Тромбообразование зависит от множества факторов, в том числе, и от жесткости поверхности, к которой прикрепляются тромбоциты. Можно ли говорить о механическом чувстве тромбоцита, и чем оно обусловлено?
Иоганн Вольфганг Гете — естествоиспытатель
Иоганн Вольфганг Гете — естествоиспытатель
К.Г. Михайлов
Главное отличие нового издания — значительно более полная, многосторонняя подборка работ Гёте по биологии. Основной текст книги состоит из трех больших разделов — это сочинения, изданные при жизни автора, неизданные очерки, вместе с черновиками и набросками, и — в качестве приложения — пять вводных статей Рудольфа Штайнера к работам Гёте по естествознанию, написанные в 1880—1890-е годы. Справочный аппарат велик и занимает почти треть общего объема книги. Для первых двух разделов использованы переводы И.М.Гревса (в основном), В.О.Лихтенштадта, С.В.Казачкова и др. Некоторые материалы Гёте, а также статьи Штайнера публикуются на русском языке впервые.
О преобразовании карет и воротников
О преобразовании карет и воротников
Конрад Лоренц
О том, что эволюция техники отнюдь не всегда подчиняется рациональным соображениям, а бывает вызвана влиянием случайных факторов и отбора, как в живой природе, рассуждает знаменитый эволюционист Конрад Лоренц.
К чему стремятся летуны
К чему стремятся летуны
Гигантские летающие животные появлялись в небесах нашей планеты не раз, и не раз исчезали: древние гигантские стрекозы каменноугольного и пермского периода, мезозойские птерозавры кетцалькоатль и хатзегоптерикс, ложнозубые птицы кайнозоя. Изучение эволюции позволяет предположить, что летающие животные становятся более крупными после периода длительного развития и исчезают в результате катастрофических событий, обозначающих окончания геологических эпох.
Птицы
Птицы
Сотрудник Квинслендского парка дикой природы Кристофер Кофрон проанализировал 221 случай агрессивного поведения шлемоносных казуаров. 150 нападений совершено на людей, в том числе 105 на пешеходов и 45 — на людей в машинах или на велосипедах, 35 — на собак, 35 — на окна пустых автомобилей, 3 — на лошадей и 1 на корову. Известны также многочисленные примеры агрессии австралийских солдатских чибисов и черноспинных певчих ворон. Каковы причины такого поведения птиц, и что рекомендуют специалисты, чтобы избежать конфликтов?