|
Иллюстрация: Димитр Граздев |
Думать хотят не все. Например, религиозные люди, подразумевая, что творения их умов по определению несовершенны, а значит, порочны, чтобы не думать постоянно, совершают молитвы. А люди информационной эры практически рефлекторно крутят ленты информации в смартфонах. В результате многие утратили само представление о том, как приятно войти в состояние задумчивости.
Сколь ситуация безнадежна? Ответ на этот вопрос искали японские исследователи во главе с ученым-многостаночником Мураямой Коу (Kou Murayama Journal of Experimental Psychology: General, 2022), одновременно подрабатывающим в Технологическом университете префектуры Коти, университетах Тюбингена и Ридинга. Опыты, которые они ставили, довольно просты.
Сначала участников попросили представить, что каждый поодиночке провел 20 минут в пустом помещении наедине с самим собой, где нельзя было ничего делать, даже спать. А затем надо было оценить, насколько это будет скучно или увлекательно. Как нетрудно предположить, предстоящее времяпрепровождение казалось совсем не увлекательным и очень скучным.
Потом следовал сам опыт, а по его завершении участников вновь опросили на ту же тему. В каких-то опытах первый опрос не проводили, чтобы не программировать ответы во втором опросе. Опыт шел как в обычной комнате, так и в палатке, куда не проникали ни звуки, ни свет.
Итог был таким: пребывание в уединении с самим собой негативных ожиданий не оправдало. Было совсем не так скучно и гораздо более увлекательно, чем участники считали изначально. У тех, кого не опрашивали до опыта, уровень скуки падал сильнее, а увлекательности поднимался выше, чем у тех, кого «запрограммировали» первым опросом. Более того, по степени увлекательности состояние задумчивости оказалось сравнимо с пролистыванием ленты новостей в смартфоне!
Выходит, еще не все потеряно. Да, люди отучаются думать, заменяя состояние задумчивости бессмысленными манипуляциями с цифровыми устройствами. Однако они сильно недооценивают все прелести пребывания в задумчивости. Значит, вырвавшись из пут соцсетей, человек способен вернуться к раздумьям и мечтам. Для этого, по мнению психологов, нужно для начала просто осознать ценность такого возвращения.