Смерть на колесах

Л. Хатуль

Среди причин смерти есть так называемые внешние причины — к ним относится все, кроме болезней. Деление не вполне четкое: болезнь может вызвать внешнюю причину, а внешняя причина — болезнь. Но скажем так: это то, чего можно избежать, если вести себя разумно и если окружающие не будут нарушать законов. Внешние причины — один из трех главных классов причин смерти в России, они дают 11—15% всех смертей, втрое большую долю, чем в Великобритании, Испании, Германии, вдвое большую, чем в Италии или Швеции. Примерно такой же процент россиян уносит рак, но внешние причины губят людей молодых и средних лет и поэтому сильно уменьшают среднюю продолжительность жизни в стране.

Убийства, самоубийства, отравления и утопления существовали всегда, но ДТП — порождение новой эпохи. У римлян были мощеные дороги с односторонним движением, правила парковки, тротуары — и несчастные случаи. Однако всерьез дело началось в XIX веке, в быстро растущих городах Великобритании. В 1875 году здесь погибло 1589 человек, в основном при помощи лошадей — Остап Бендер был не оригинален. Автомобили припозднились: первый был создан в 1886 году, первый наезд на пешехода случился через 10 лет, первое ДТП с летальным исходом еще через 13 лет. Но со временем автомобили обогнали лошадей.

Ныне в России среди внешних причин смерти дорожно-транспортным происшествиям принадлежит важное, хотя и не первостепенное место. C 2009 по 2012 год на их долю приходится около 10% смертей в этом классе причин — от самоубийств, убийств и отравлений погибло больше. Но это в относительных величинах, а в абсолютных с 1985 по 2012 год произошло — точнее, было зарегистрировано — 5 миллионов ДТП, в которых погибли 0,8 миллиона человек. (Вклад 2012 года более 20 тысяч летальных исходов.) Погиб Саратов — или Краснодар? Ранен Санкт-Петербург — или половина Москвы?

В «нулевые» годы нашего века число ДТП и раненых в большинстве стран падало, а в России росло. Смертность от ДТП в России в расчете на 1000 жителей намного выше, чем в большинстве развитых стран: в 1,5—2 раза больше, чем в Греции, Литве и Польше, и в 2—5 раз больше, чем в остальных европейских странах. И это при том, что российский автопарк меньше, чем во многих из них, — например, в Германии, Италии, Швейцарии, Литве, Канаде, Франции автомобилей (на 1000 человек) вдвое больше. Поэтому эффективность российского автомобиля как средства нанесения травм или убийства выше.

Хотя все участники дорожного движения могут получить травму или погибнуть, пешеходы и велосипедисты рискуют больше. Там, где смертность от ДТП уменьшилась, успех достигнут в значительной мере за счет понижения уязвимости именно этих участников — доля пешеходов среди погибших там 10—15%. В России до 2009 года она превышала 50% и лишь сейчас опустилась до 30%. Вклады наших водителей, пассажиров и пешеходов примерно равны — по трети, а в Европе доля водителей среди погибших 60%, пассажиров и пешеходов — по 20%. Согласно отчету ГИБДД, например, за 2011 год, в 85% ДТП был виноват водитель, в 16% — пешеход, в 22% — плохое состояние улиц и дорог (бывает и несколько причин сразу).

Серьезный фактор смертности от ДТП — злоупотребление алкоголем. Многие считают, что водители в России часто садятся за руль не вполне трезвыми, и в этом видят причину всех бед. Но опыт многих стран говорит об отсутствии тесной связи между аварийностью и жесткостью норм допустимого для водителя потребления алкоголя. В Америке, например, не столь жестки нормы, сколь жестоки последствия для водителя, попавшегося на этом деле (впрочем, там и за сотовый за рулем карают, не Москва, чай). Введение и отмена «нулевого промилле» на ситуацию заметно не повлияли — доля ДТП с участием водителей, находившихся в состоянии опьянения, в общем числе ДТП уже не один год стабильно близка к 6%. Один неудачный закон отменен, и это хорошо, но вообще, необходим более широкий и разносторонний подход к повышению культуры вождения.

У всех внешних причин смерти есть общие корни, и ДТП — проявление общей российской проблемы, высокой смертности от внешних причин. Проблемы в низкой ценности жизни и здоровья, что проявляется и в малом внимании к личной безопасности, и в лихачестве на дорогах. Отсюда не следует, разумеется, что не надо снижать дорожно-транспортный травматизм и потери от него. Нужно поставить под контроль все фазы ситуации, в которой могут возникать ДТП, включающие в себя предупреждение аварии, предупреждение травматизма во время аварии и оказание быстрой и эффективной помощи.

В мире этой проблеме уделяют все больше внимания и как одной из главных для сохранения здоровья и жизни людей, и как важной для экономики — ущерб от дорожно-транспортных происшествий достигает 3% ВВП. На них давно перестали смотреть как на случайность, усилия, направленные на их предотвращение и ослабление негативных последствий, тщательно продумывают. В России, видимо, считается, что с ДТП и их последствиями можно справиться без всяких исследований, исходя из одного лишь здравого смысла депутатов и чиновников. Пока что это не удалось, и здравый смысл не может ответить на вопрос: почему в России, где число легковых автомобилей на 1000 жителей в 2,5 раза меньше, чем в Италии, смертность от ДТП в расчете на 1000 автомобилей в 10 раз выше, чем у экспансивных итальянцев? Почему она в 17 раз выше, чем у англичан, которые при этом еще и полагают, что у них 17% всех смертей от ДТП связаны с употреблением алкоголя, а мы оцениваем эту долю всего в 6%? Необходимы продуманные меры по снижению опасности на дорогах. Их разработка требует лучшего знания реальной ситуации, лучшей статистики, серьезного анализа.

Разные разности
Память обезьян похожа на человеческую
Наука постоянно добывает все новые и новые факты, подтверждающие сходство людей и обезьян и намекающие на то, что, как минимум, общий предок у человека и обезьяны был. И речь идет не о внешнем сходстве, а о более тонких вещах — о работе мозга.
Камни боли
Недавно в МГУ разработали оптическую методику, позволяющую определить состав камней в живой почке пациента. Это важно для литотрипсии — процедуры, при которой камни дробятся с помощью лазерного инфракрасного излучения непосредственно в почках.
Женщина изобретающая
Пишут, что за последние 200 лет только 1,5% изобретений сделали женщины. Не удивительно. До конца XIX века во многих странах женщины вообще не имели права подавать заявки на патенты, поэтому частенько оформляли их на мужей. Сегодня сит...
Мужчина читающий
Откуда в голове изобретателя, ученого вдруг возникает идея, порой безумная — какое-нибудь невероятное устройство или процесс, которым нет аналогов в природе? Именно книги формируют воображение юных читателей, подбрасывают идеи, из которых выраст...