Статьи журнала

Мифы о продуктах питания
Сто химических мифов
Мифы о продуктах питания
И.А. Леенсон
Тезис о том, что «все продукты сейчас отравлены», — типичное проявление хемофобии, а хемофобия — следствие незнания и деятельности нечистоплотных СМИ. Послушать алармистов, в пищевой промышленности работают вредители, которые коварно отравляют продукты. Однако население земли вовсе не вымирает, а увеличивается, причем быстро, и средняя продолжительность жизни постоянно растет.
Трейси, Долли и безымянные герои
Жертвы науки
Трейси, Долли и безымянные герои
С. Ястребова
Домашние овцы, сами того не желая, оказались первопроходцами в нескольких областях науки и техники. Это они первыми из зверей поднялись в воздух на летательном аппарате. Именно их кровь первой попытались перелить человеку. Даже полноценную искусственную утробу впервые создали для ягнят! Про овечку Долли можно не добавлять.
Большой плюс или жирный минус?
Большой плюс или жирный минус?
У каждого века свои болезни. Болезнь нашего времени — ожирение. Ежегодно копилка знаний о нем пополняется множеством фактов, однако общая картина по-прежнему неясна.
Цитомегаловирус человека: секреты упаковки
Цитомегаловирус человека: секреты упаковки
Исследователи из группы Хуна Чжоу в Калифорнийском университете использовали криоэлектронную микроскопию для изучения капсида самого большого представителя семейства вирусов герпеса — цитомегаловируса человека, он же HCMV. Он опасен для людей со слабым и несформировавшимся иммунитетом, а также может вызывать врожденные аномалии развития или осложнения при пересадке донорских органов.
Паучий случай
Паучий случай
В эти осенние дни, погнавшись в лесу за неосторожным грибом, мы вполне можем попасть в ловчие сети паука. Конечно, эти сети нас не удержат, мы разрушим ажурное плетение — плод труда арахнида. Вместе с тем, наверное, стоит удивиться эволюции, создавшей паука и его паутину — прочную и эластичную. Это настолько удачный материал, что уже сейчас его начинают применять люди, и не только в трансплантационной медицине, — из нее даже делают спортивную обувь. Компании, производящие тонны паутины (точнее, белков, входящих в ее состав), растут как грибы.
Редактирование человека: природа подскажет
Редактирование человека: природа подскажет
Хочется сенсаций. Чтобы уже родился наконец здоровенький человеческий ребенок, опасная мутация в геноме которого была исправлена с помощью «молекулярных ножниц» CRISPR-Cas9, чтобы все человечество следило за его или ее успехами... Однако спешить в этом деле нельзя: цена неудачи слишком высока. Так что пока обойдемся очередным репортажем о повышении эффективности метода.
Новый путь к инсулину
Новый путь к инсулину
Две группы исследователей независимо друг от друга определили строение рецептора глюкагоноподобного пептида-1 (энтероглюкагона, ГПП-1). Сам ГПП-1 — это пептидный гормон, который вырабатывается в кишечнике в ответ на прием пищи. Его связывание с рецептором помогает регулировать высвобождение инсулина поджелудочной железой и метаболизм глюкозы. Рецептор ГПП-1 — важная молекулярная мишень для лекарственных соединений, так что это открытие должно приблизить создание новых лекарств от диабета.
Сэкономить на мозгах
Сэкономить на мозгах
Большой мозг дает большие преимущества. Его обладателям легче освоить новые места обитания и пищевые ресурсы, защититься от хищников и справиться с другими неожиданностями, которые преподносит жизнь. Однако крупный (относительно размеров тела) мозг есть не у всех животных, и ученые давно интересуются, какие условия способствуют его формированию.
В эксперименте Миллера-Юри получены компоненты РНК
В эксперименте Миллера-Юри получены компоненты РНК
«Святой Грааль» химиков и биологов — тайна появления жизни на Земле. По этому поводу существует много гипотез, но наиболее стройной все же считается гипотеза абиогенеза. Весомым аргументом в ее пользу стал знаменитый эксперимент Миллера — Юри, в котором аминокислоты, входящие в состав белков, были получены из предполагаемых компонентов атмосферы добиотической Земли. Спустя 65 лет исследователи из Чехии показали, что в аналогичных условиях могли образоваться и азотистые основания РНК.
Кость можно сделать прозрачной
Кость можно сделать прозрачной
Разработан биохимический процесс, который может сделать кости прозрачными. На прозрачном костном материале легче изучать действие нового лекарства от остеопороза, ускоряющего рост клеток костной ткани. Прозрачные кости могут оказаться интересными биологам и анатомам: им будет удобнее наблюдать рост и гибель клеток, образующих костную ткань.
Депрессия и витамин D
Депрессия и витамин D
Д.А. Жуков
Сиэтл, столицу штата Вашингтон на северо-востоке США, иногда называют «суицидальной столицей страны». Каждый год 0,7% жителей Сиэтла старше 18 лет пытаются покончить с собой. Попытки самоубийств совершаются чаще всего во время депрессивного эпизода. Депрессия же развивается, как правило, из-за постоянно плохого настроения. Грусти и печали жителям Сиэтла добавляет климат: за год там отмечается только 71 солнечный день. То, что низкая освещенность — один из факторов риска развития депрессии, хорошо известно. В последние годы внимание специалистов по депрессии привлечено к еще одному светозависимому фактору — к витамину D.
Имитатор зубной эмали
Имитатор зубной эмали
Зубная эмаль — уникальный композитный материал, созданный природой. Она достаточно жесткая, чтобы зубы могли измельчать и перетирать все виды пищи, и при этом прочная. Многие пытались получить синтетический материал с подобными свойствами, но повторить инженерное решение природы пока никому не удавалось. После многочисленных проб и ошибок исследователи из США и Южной Кореи все же создали материал, который можно назвать точной копией прочнейшей биологической ткани.
Двигаясь вокруг бациллы
Двигаясь вокруг бациллы
Клеточная стенка бактерий — их броня и одновременно уязвимое место, поскольку многие антибиотики легко ее разрушают. Недавно ученые обнаружили новые белки, жизненно важные для синтеза бактериальной стенки, а это означает появление в ближайшем будущем новых лекарств.
Химия осязания
Химия осязания
Исследователи из Института Скриппс занялись изучение клеточного механизма, лежащего в основе осязания, надеясь, что результаты их работы помогут решить проблемы, связанные с хроническими болями и другими патологиями, развивающимися при аномалиях этого чувства. Руководитель исследования Скотт Хансен отмечает, что предложенное ими объяснение восприятия тактильных ощущений коренным образом отличается от общепринятых.
Стволовые клетки лечат лошадь
Стволовые клетки лечат лошадь
Е.К. Орлова
Ветеринарная медицина обычно ускользает от взора биолога, а проблемы животных кажутся незначительными по сравнению с проблемами медицины «человеческой». Тем не менее по методической части ветеринария ей не уступает, и клеточные технологии не исключение.
Об антифризах – белках и не только
Об антифризах – белках и не только
Жизнь в полярных широтах сложна и полна ужасов. Соленая морская и океанская вода не замерзает до -2°C, такой холод вполне может погубить живое существо. Однако некоторые животные, неспособные регулировать температуру собственного тела, приспособились к этим температурам. Например, отдельные виды рыб весьма счастливы жизнью, которую ведут в туннелях и дырах, образующихся в плавающих островах из морского льда. Выживать в таких экстремальных условиях им помогают белки-антифризы.