Созидание через разрушение

Станислав Лем

Художественная литература — лишь часть творчества Лема. Больший объем занимают публицистика, научно-популярные статьи, литературная критика, футурология и философия. Уже в XXI веке, на девятом десятке лет жизни, он еженедельно публиковал по две-три заметки по самым разным вопросам: литература, культура, уроки истории, человек и общество, политика, глобализация, демография, терроризм, информационные войны, «звездные войны», развитие науки, футурология, лженаука, религия, сознание, развитие технологий вообще и информационных в частности, эволюция жизни и человека, генетика, клонирование, бионика, вопросы продления жизни и бессмертие, виртуальная реальность, искусственный интеллект, энергетика, изменение климата, освоение космоса, инопланетяне, эволюция Земли и Вселенной... Мы предполагаем в течение ближайшего года регулярно публиковать (впервые на русском языке) заметки и статьи классика научной фантастики.

В 1982 году, находясь в так называемом Институте повышения квалификации в Западном Берлине, я написал цикл эссе «Библиотека XXI века». Сейчас я хочу вернуться к одному из тех текстов под названием «Принцип разрушения как творческий принцип. Мир как всеуничтожение». Он касался Вселенной, и в особенности общего закона, согласно которому возникают упорядоченные системы, такие, как галактики, а в них — планетарные системы.

Я сосредоточился на полученном астрофизиками знании, устанавливающем четкую причинную связь между мощнейшими взрывами суперновых звезд и рассеиванием через их фрагменты в огромных пространствах Космоса всех тех элементов, которые необходимы для образования сперва планет, а затем — живых организмов. Максимально кратко это правило гласит, что жизнь возникает из звездных останков.

В настоящее время детальные исследования показали, что жизнесозидающие планеты обязаны своей созидательной силой таким элементам, как углерод, водород, кислород, сера, фосфор, и следам соединений тяжелых металлов, полученным благодаря той центральной звезде, которая этими элементами может их обеспечить. Можно также точнее и немного иначе сказать, что звезды, делающие возможным образование планет земного типа, должны иметь именно такой, довольно богатый металлами состав, как наше Солнце. Это так называемые звезды второго поколения, которые появляются в пространстве, предварительно насыщенном рассеянными остатками звезд первого поколения, которые были разорваны взрывами.

Именно в этой связи двадцать лет назад я додумался до названия «созидающее разрушение», поскольку предшественником жизнесозидающего планетогенеза являются гигантские разрушения гораздо более ранних звезд. В общих чертах, на определении этой причинной связи между катастрофами прасолнц и образующимися вокруг вновь рождающихся солнц кольцами туманностей, в которых возникают планеты, задерживались мои тогдашние размышления, которые должны были охватить связи и последствия звездных катаклизмов. Но до последнего времени не были известны движущие причины очередных фаз развития жизни на нашей планете.

Благодаря работам палеогеологов и палеонтологов мы узнали, что жизнь в своей простейшей форме прокариотов возникла едва лишь несколько сотен миллионов лет после образования нашей планеты и застывания ее поверхности. Стало также известно, что затем, приблизительно еще два миллиарда лет, существовала только беспрестанность примитивнейших первичных клеток, но по-прежнему не было известно, каким образом и наносил ли Космос вообще уже в то время нашей планете неожиданные удары посредством падающих на нее метеоритов. Геология уже позволила примерно установить очередность крупнейших столкновений Земли с такими телами, когда каждое из этих столкновений было равнозначно зооциду, то есть чрезвычайно неожиданной и резкой гибели видов, живущих как в океане, так и на материке. Таких попаданий особенно тяжелого калибра Земля пережила несколько, а одно из крупнейших произошло еще в пермском периоде и погубило множество примитивных организмов в океанах. Зато абсолютно неизвестна была причина, благодаря которой почти одновременно возникло огромное количество абсолютно новых видов живой природы в кембрийском периоде, то есть около полумиллиарда лет до нашей эры.

Недавно было начато новое исследование, в результате которого должны были найти на Земле следы древних метеоритных ударов. Это не было простое исследование, поскольку факторы как геологические, а именно так называемая тектоника плит, так и океанические, а также очередные оледенения и вызванные ими изменения океанических и атмосферных течений успешно маскировали древние кратеры, которые возникли в результате метеоритной бомбардировки. В новом исследовании было принято за исходное предположение сходство частоты ударов в Землю и в ее спутник. Поскольку на Луне отсутствуют сейсмические движения, а также вода и атмосфера, она стала как бы музейной пластинкой, на которой записались метеоритные бомбардировки в течение миллиардов лет, а поскольку расстояние между Землей и Луной астрономически совсем незначительно, можно предположить, что частота ударов, каким были подвержены оба этих небесные тела, в разные эпохи была приблизительно одинакова.

Период, когда подвергалась бомбардировке Луна, удалось установить селенологам благодаря как скальным образцам, привезенным экспедициями американских астронавтов, так и на основе анализа фотографий Луны. Как можно было догадаться, относительно молодая Луна находилась под значительно более интенсивным метеоритным обстрелом, чем в более близком нашей эпохе времени, поскольку в Солнечной системе постепенно начал преобладать порядок, чему особенно благоприятствовал Юпитер, выполняющий, по мнению астрономов, роль большого мусорщика нашей системы. Скальные крошки, которые, как метеоры, бьют по Земле или Луне, происходят из кольца астероидов, находящегося между внутренними планетами типа Земли и Марса и большими внешними типа Юпитера и Сатурна. На границах Солнечной системы находится так называемое облако Оорта, которое также предоставляет сравнительно небольшие тела кометного типа.

После установления частоты ударов по Луне, благодаря специальной сейсмической службе, можно было приступить к поискам их земных аналогов. При помощи имитации тектонических ударов, то есть резких ударов в кору континентов, выполненных соответственно приспособленными для этой задачи устройствами, удалось найти незаметные на поверхности Земли кратеры, спрятанные под более молодыми скальными наслоениями, с размерами по крайней мере 80-километрового диаметра. После этой серии предварительных исследований появилась возможность нарисовать временную кривую, обозначающую частоту бомбардировок как Земли, так и Луны, и тогда оказалось, что мощные удары, наносимые из космического пространства, привели к массовому уничтожению жизни, достигающему ликвидации до 90% существующих видов. Вместе с тем после небольшого промежутка времени, насчитывающего только десятки тысяч земных лет, начиналась эпоха повсеместного возникновения видов, которые раньше не существовали. Таким образом, мы можем теперь сказать, что после каждой катастрофы планетарной жизни наступало время ее обновления, и тем самым мы видим причинную связь гибели и создания или космического всеуничтожения и биологической инновации.

В чрезвычайном упрощении мы можем себе представить некий большой калейдоскоп, где происходят эти явления, который не движется в пространстве, а находящиеся в нем элементы подвергаются бурным перетасовкам только тогда, когда он подвергается сильному удару снаружи. Похоже на то, что жизнь продолжалась в фазе относительной простоты прокариотов в течение миллиардов лет, поскольку ничто не вынуждало ее к инновационным преобразованиям, и только гибель каждый раз открывала новую эпоху видообразующей специализации. В самом деле, в настоящее время уже видны две кривые, пролегающие через миллиарды лет, одна из которых указывает непостоянную частоту метеоритных обстрелов Луны и Земли, а вторая, почти параллельная первой, показывает, что вслед за мощными усилениями этих бомбардировок наступала новая эпоха развития таких живых организмов, каких до той поры Земля не знала.

Таким образом, статистика катастроф, последняя из которых нам известна как гибель динозавров, показывает, как биосфера в результате слепых ударов, идущих из космоса, как бы была вынуждена начинать новую созидательную работу. Коротко это можно сказать афористически, что мы обязаны нашим бытием, а следовательно, нашей жизнью катаклизмам внеземного происхождения, которые истребили доминирующие виды предыдущих эпох. Поэтому планета представляется неким ужасающим театром, принуждаемым к игре бушующей в нем жизнью все более новых вариативных разновидностей, поскольку после каждой эпохи развития определенного и огромного, взаимно сосуществующего числа видов опускается огненная завеса, после которой следует переход к очередному акту создания новых живых форм.

Эмпирик скажет, что таким образом мы наблюдаем случайность очередных драм многообразия жизни, убиваемой для того, чтобы из ее остатков возникла эпоха новых форм. Метафизик мог бы свойственным ему способом интерпретировать эти миллиарды лет гибели и рождений, принимая каждое зло каждого всеуничтожения за безличный или личный движущий фактор следующего акта существования земных поколений. Он может даже, благодаря такому взгляду, назвать виновником смены эпох не просто слепую случайность судеб кружащих обломков околозвездной материи, а какого-нибудь дьявола. Надо признать, что и такую интерпретацию истории земной жизни нельзя легко перечеркнуть.

Первоисточник: Lem S., Zagłada i kreacja (Kreacja przez destrukcję). — «Tygodnik powszechny» (Krakуw), 2002, № 16.

Перевод с польского Виктора Язневича