Медная защита

Любовь Стрельникова
(«ХиЖ», 2022, №8)

pic_2022_08_29-2.jpg

Иллюстрация Петра Перевезенцева

Помню, как в начале 2000-х мне в Стамбуле показывали новую университетскую клинику, построенную по последнему слову технику. На Западе при всех университетах, где есть медицинские факультеты или институты, обязательно есть своя клиника. Это исследовательское подразделение. Здесь лечат всех, кто захочет, но при этом здесь еще учатся на будущих врачей и защищают диссертации на основании наблюдения за пациентами.

Прекрасная внутренняя планировка помещений, великолепное оснащение и, конечно, медные ручки на всех дверях и медные краны во всех туалетах. И при этом сестра, сопровождавшая нас, обрабатывала ручки дверей в палатах до того, как мы за них брались, и после.

Я поинтересовалась — неужели чистой меди недостаточно, чтобы обеспечить полную дезинфекцию? Оказалось — нет. Несмотря на то что все предметы, за которые часто берутся люди, в клинике сделаны из меди, внутрибольничная инфекция по-прежнему существует, и она очень опасна для тяжелых больных.

Сегодня, спустя почти 20 лет, ученые уже знают, что хотя чистая медь обладает антибактериальными свойствами и способностью самоочищаться, с разными бактериями она ведет себя по-разному. Бактерии с тонкой стенкой, так называемые грамотрицательные бактерии (кишечная палочка, сальмонелла, шигелла, хеликобактер, легионелла и др.), она убивает быстро и легко. А вот бактерии с более толстой клеточной стенкой, так называемые грамположительные (стрептококки, стафилококки, клостридии и др.), даются меди труднее, их она убивает медленнее, а значит, есть шанс на распространение инфекции.

И вот — хорошая новость на этом горячем фронте. Исследователи из Университета Британской Колумбии создали медное покрытие, которое убивает быстро и много («Advanced Materials Interfaces»).

Во-первых, это нанопокрытие. Его поверхность не идеально гладкая, а усеяна нановыпуклостями. Такой рельеф делает поверхность меди гидрофобной. Но если бактерии все же удалось зацепиться, то взаимодействие с этими бугорками буквально разрывает ее клеточную стенку. А во-вторых, в медь добавлен цинк. Цинк также обладает антибактериальными свойствами — избирательно окисляется в присутствии меди и помогает быстрее уничтожать бактерии по сравнению с чистой медью.

Команда обнаружила в эксперименте, что новому материалу потребовался всего один час, чтобы убить 99,7% золотистого стафилококка — грамположительного патогена, обычно вызывающего внутрибольничные инфекции. Чистой меди для этого потребовалось два часа.

Ученые надеются, что скоро в больницах такие покрытия появятся на дверных ручках и кнопках лифта, к которым чаще всего прикасаются персонал, пациенты и посетители. Заметьте — не к зоне под ободком унитаза, о которой неустанно рассказывают в телевизоре. Все источники внутрибольничной инфекции — на поверхности.