Переворота не будет

Александр Гурьянов
(«ХиЖ», 2022, №7)

Магнитное поле Земли порождают конвекционные потоки расплавленного железа в ее внешнем ядре. Поле действует как невидимый экран, защищающий поверхность планеты и жизнь на ней от энергичных частиц солнечного ветра. Оно в постоянном  движении, и многие знают, что за геологическую историю нашей планеты ее магнитные полюса много раз менялись местами. Случается это примерно раз в 200 тысяч лет и не минует нас в будущем. Вопрос только в том, когда это произойдет.

За последние 180 лет величина напряженности поля снизилась примерно на 10%. Настораживающий факт, поэтому научная общественность внимательно следит за измерениями ученых, особенно за данными о магнитных аномалиях. Одновременно с уменьшение величины общепланетного магнитного поля в Южной Атлантике у побережья Южной Америки расширялась загадочная локальная область пониженной напряженности. В этом регионе слабое поле пропускает в атмосферу высокоэнергетические  ионы солнечного ветра, из-за чего иногда выходит из строя аппаратура пролетающих здесь низкоорбитальных спутников. Все эти факты привели к заявлениям некоторых ученых о надвигающейся смене полюсов и медийным спекуляциям на темы скорых магнитных катаклизмов.

С этим решили разобраться геофизики под руководством доктора Андреаса Нильссона (Andreas Nilsson), геолога из Лундского университета Швеции. Они занимались анализом  археологических артефактов, в том числе глиняных черепков, затвердевшей вулканической лавы и кернов осадочных пород из скважин, пробуренных на дне озер. Все эти «капсулы времени» несут информацию о поле прошлого, поскольку их остаточная намагниченность позволяет воссоздать направление и величину магнитного поля в определенное время и в конкретном месте. Благодаря этому авторам удалось выполнить глобальную реконструкцию поля и картировать его изменения в последние девять тысяч лет.

Оказалось, что аномалии типа южноамериканской происходят регулярно. Они коррелируют с уменьшением величины земного диполя и ростом магнитной асимметрии между Южным и Северным полушариями. Исторические аналогии позволили авторам сделать вывод о том, что южноамериканская аномалия, скорее всего, исчезнет за следующие три столетия, перемены полюсов не случится, а поле станет более симметричным.

Так что нынешнее состояние не уникально и ничего особенного ждать не стоит. Карты магнитных полей представляют собой ценный аналитический материал. Их можно использовать не только для сравнения измеренных и модельно рассчитанных вариаций поля, но и для датировки геологических и археологических находок.

(Proceedings of the National Academy of Sciences, 119, 24, 2022)