Исток жизни

Анофелес С.
(«ХиЖ», 2022, №3)

pic_2022_03_62.jpg

Художник Мирослав Бартак

Находки органических соединений в космической бездне – не новость; об этом известно уже не одно десятилетие. Однако вот вопрос: сколь сложны могут быть те молекулы, которые оказываются в веществе формирующихся звезд и планет?

В разреженных облаках пыли, что простираются между звездами, астрохимики зафиксировали немало органических молекул. С пылевыми дисками у формирующихся звезд, где рождаются планеты, их успехи пока невелики: удалось найти лишь две простейшие органически молекулы – метанол и формальдегид, СН3ОН и Н2СО. Из интересной для размышлений о происхождении жизни неорганики – серный ангидрид SO2.

Что же стало с теми веществами, которые были видны в межзвездных облаках газа и пыли, где разнообразие органики гораздо выше? Они сгорели при образовании звезды из таких облаков или где-то спрятались? Похоже – второе. Согласно построениям теоретиков, космическая органика образуется на твердом субстрате. А именно – на холодной поверхности пылинок. Здесь осаждаются молекулы сырья, прежде всего угарного газа. Они формируют пленку сухого льда. В ней-то под действием облучения и идет синтез более сложных молекул. Однако человек сможет их увидеть лишь при условии, что вещество льда испарилось. Выходит, резервуары органики должны быть в каждом протопланетном диске, достаточно холодном для образования льда из угарного газа. А вот найти такие диски удается нечасто.

С этой задачей справился спектрометр ALMA Южной европейской обсерватории, изучавший протопланетный диск у звезды Oph IRS 48. На счастье астрохимиков, условия в нем сложились так, что лед на пылинках начал таять. И в возникающих газовых облаках удалось, наряду с метанолом, зафиксировать сразу две крупные органические молекулы – диметилового эфира СН3ОСН3 и метилформиата CH3OCHO, вторую, впрочем, не точно (Astronоmy & Astrophysics, 2022, 659, A29). Работу возглавляла Алиса Бот (Alice S. Booth) из Лейденской обсерватории.

Теперь исследователи займутся поиском в этом диске других органических веществ, ранее замеченных в межзвездных облаках. Нам же эта находка еще раз подтверждает мысль: кирпичики органической жизни, именно такой, какой мы ее знаем, вполне закономерно, а отнюдь не случайно разбросаны по всей Вселенной. Принципиальный вопрос – способны ли они столь же закономерно самособираться для построения жизни или для этого нужны специфические условия единственной планеты во Вселенной: планеты Земля?

29.03.2022 17:30:00

Ни у одной каменистой планеты, в отличие от Земли, нету тектоники плит, и планетологи не знают почему. Не исключено, что причина именно в смещениях барицентра под влиянием Луны и Солнца.

25.03.2022 16:30:00

Как же так получается, что студенты-старшекурсники, приходя в лаборатории, становятся жертвами стереотипов о роли полов: девушки сосредоточиваются на составлении отчетов и организации связей с общественностью, а парни занимаются оборудованием?