Год в шестнадцать часов

Александр Гурьянов
(«ХиЖ», 2022, №3)

По законам механики, чем ближе планета к материнской звезде, тем быстрее она обращается вокруг нее. В Солнечной системе, например, годы на газовых гигантах Юпитере и Сатурне длятся около двенадцати и тридцати земных лет, а оба они довольно далеко от Солнца. Так называемые горячие юпитеры, гигантские экзопланеты, расположенные вблизи своих звезд, были первым неожиданным открытием на заре экзопланетной эры. Сейчас их известно около четырехсот. Некоторые из них движутся по ультракоротким орбитам с периодами менее земного дня.

Только что найден экзоюпитер с самой короткой орбитой из всех известных. Это открытие сделал большой международный коллектив под руководством доктора Яна Вонга (Ian Wong) из Массачусетского технологического института. В работе астрономы использовли орбитальный телескоп TESS (Transiting Exoplanet Survey Satellite); он ищет экзопланеты методом транзитов, то есть выделяет среди множества звезд те, свет от которых периодически изменяется. Такое моргание возникает от затенения звезды планетой, проходящей между ней и телескопом.

Оказалось, что планета движется по 16-часовой орбите, к своей звезде она расположена в 24 раза ближе, чем Меркурий — самая близкая к Солнцу планета. Масса экзопланеты в пять раз превышает массу Юпитера, размер — на треть. К своей звезде она всегда повернута одной стороной, как Луна к Земле или Меркурий к Солнцу. Оценки показывают, что температура на ее дневной стороне превышает три тысячи градусов, то есть планета нагрета, как маленькая звезда. Из-за чудовищной разницы температур ночной и дневной сторон на ней должны дуть невообразимые, как показывают другие исследования, иногда сверхзвуковые ветры.

Как образовались горячие юпитеры, распространенный в космосе, но неизвестный в Солнечной системе подкласс экзопланет, — это одна из больших загадок современной аcтрофизики. Подступиться к ней поможет только что запущенный телескоп имени Джеймса Уэбба. Впереди у исследователей короткоорбитального Юпитера еще есть время — теория предсказывает, что захват звездами своих планет с коротких спиральных орбит длится не один десяток миллионов лет.

(Astronomical Journal, т. 162, № 6, с. 256 - полный текст)