Борьба с половым хаосом

Анофелес С.
(«ХиЖ», 2022, №2)

«Как же так получается, что студенты-старшекурсники, приходя в лаборатории, становятся жертвами стереотипов о роли полов: девушки сосредоточиваются на составлении отчетов и организации связей с общественностью, а парни занимаются оборудованием? Нет ли здесь чьей-то злой воли, ведь все знают, что женщины столь же любят копаться в механических устройствах, как мужчины, да и последним не чужда страсть к составлению отчетов?» — примерно таким вопросом задалась группа исследовательниц из Колледжа искусства и науки при Корнеллском университете. Творческий коллектив возглавляли Наташа Холмс и Энн Боуэрс.

В попытке найти злодея они провели опрос студентов-физиков. Результаты просто шокировали исследовательниц, что видно, если читать не их выводы, а смотреть на графики (PHYS. REV. PHYS. EDUC. RES. 18, 010106, 2022). Прежде всего оказалось, что различия в предпочтениях видны невооруженном глазом. Так, большинство студентов хотело бы анализировать данные, а студентки мечтали заниматься менеджментом и написанием методичек. Правда, собирать оборудование обе группы хотели с равным и не очень сильным рвением. Студентки, в отличие от студентов в значительно большей степени, чуть ли не в два раза, предпочитали совместную работу, чем выполнение каких-то индивидуальных заданий. И совсем уж удивительно, что и студентам, и студенткам было глубоко безразлично, нарушен ли половой паритет в исследовательской группе, где предстоит работать. А в конце концов участники опроса и вовсе признались, что распределение ролей в группе происходит совершен хаотично: каждый вдруг оказывается на своем месте.

Выходит, нет злодея: неравенство ролей возникает само собой. И это, как считают Наташа Холмс и ее коллеги, дает шанс искоренить зло! Ведь если не пускать все на самотек, если привлечь кураторов, которые объяснят неразумным, что студенткам на самом деле интересно протирать спиртом оптические оси электронного микроскопа, чтобы не скрипели, а студентам — набивать на клавиатуре тексты отчетов, то равенство одержит верх.

Впрочем, этот вывод может быть неточным из-за особенностей выборки. Мало того что среди испытуемых физиков было всего 30% студенток, так там еще и не было никаких представителей многообразных гендеров. А еще не было ни одного негра или индейца — сплошь европеоиды и монголоиды из Азии. Возможно, с другим составом и результат был бы иным.

pic_2022_02_62.jpg

Художник Сергей Айнутдинов

29.03.2022 17:30:00

Ни у одной каменистой планеты, в отличие от Земли, нету тектоники плит, и планетологи не знают почему. Не исключено, что причина именно в смещениях барицентра под влиянием Луны и Солнца.

25.03.2022 16:30:00