Цифровая реальность генетики

Анофелес С.
(«ХиЖ», 2021, №11)

pic_2021_11_63.jpg

Художник Stefan Verwey

Полное секвенирование генома человека теперь не редкость, любой может заказать эту процедуру либо для выяснения своего происхождения, либо склонности к недугам. Хоть эти данные и хранятся за семью печатями, иногда они вольно или невольно становятся достоянием общественности. И вот возникает вопрос: а не смогут ли мошенники воспользоваться генетическими данными и подделать на их основе внешность человека? С преступными целями, естественно. Предварительные исследования, проведенные в 2017-м году показали: действительно, имея связку фотография-геном можно научить искусственный интеллект создавать по генетическим данным изображения, практически неотличимые от реальных.

Евгений Воробейчик из Университета Вашингтона в Сент-Луисе со своими коллегами в 2021 году решил проверить эти результаты и пришел к выводу: паника преждевременна (агентство NewsWise, 18 ноября 2021 года). Они взяли 126 геномов из открытой базы данных, скачали фотографии со страниц социальных сетей обладателей этих геномов, а затем озадачили ИИ сначала обучением, а потом воспроизведением лиц людей на основании геномных данных. Результат сравнения этих изображений с реальными показал, что задачу воспроизведения удается решить отнюдь не всегда, хотя отдельные удачи и были. Отличие от предыдущего исследования состоит в том, что ранее использовали фотографии с высоким разрешением, тогда как качество фото, скачанных из Сети, а именно ими будет пользоваться злоумышленник, было хуже.

Воробейчик предлагает и способ защиты: фото для размещения в Сети нужно подвергать небольшим искажениям, вносить в него некоторый шум. И тогда ИИ будет посрамлен. В общем, традиционно человек, в соответствии с принципом отца Кабани, создает себе трудности, чтобы потом их героически преодолевать.

29.03.2022 17:30:00

Ни у одной каменистой планеты, в отличие от Земли, нету тектоники плит, и планетологи не знают почему. Не исключено, что причина именно в смещениях барицентра под влиянием Луны и Солнца.

25.03.2022 16:30:00

Как же так получается, что студенты-старшекурсники, приходя в лаборатории, становятся жертвами стереотипов о роли полов: девушки сосредоточиваются на составлении отчетов и организации связей с общественностью, а парни занимаются оборудованием?