Сейчас паромная переправа — самый ненадежный вид транспорта: то шторм, то сильный встречный ветер. Задержки и отмены рейсов стали обычным делом. На замерзающих акваториях их отменяют вообще. Есть у паромов и другие пороки — переворачиваются, толкаются с другими судами (ходят поперек фарватера), у пассажиров, непривычных к качке, возникает морская болезнь. И все это может уйти в историю, потому что паром имеет шанс стать самым точным и плавным транспортом. Для этого его над отправить под воду. Как может выглядеть такая транспортная система?

На берегу находится паромный вокзал. Он соединен тоннелем с подводным причалом, у которого есть узел для стыковки с субмариной. Этот узел герметичен, и через него на паром и с него перемещаются пассажиры и различная техника. Имея опыт швартования космических кораблей к орбитальной станции, создать такой узел совсем не сложно.
Загруженная субмарина отстыковывается от узла и далее следует по прямой, невзирая на погоду и ледовую обстановку, к месту назначения. А там под паромным вокзалом ее ждет другой стыковочный узел, к нему субмарина и швартуется. Для облегчения стыковки днище субмарины нужно оснастить шасси с колесами, а на подходе к узлу проложить направляющие рельсы для этих колес. Паром перед причалом приземляется, опуская шасси на широкий плоский, плавно сужающийся желоб, подводящий колеса шасси к рельсу.
Якорь такому парому не нужен, но в воде при погрузке — разгрузке возникает проблема быстрых перемен веса и плавучести парома. Ее простое и надежное решение: док-чехол у причала, открытый со стороны моря и упирающийся в стыковочный узел. Он не позволит парому ни подниматься, ни опускаться, защитит от падающих с поверхности предметов, а при потере герметичности стыковочного узла на порядки понизит проход воды. Док также должен служить и весами: знать точный вес необходимо для обеспечения нулевой плавучести.
Ясно, что управлять субмариной будет автопилот, а команда ей нужна разве что для контроля и обслуживания пассажиров.