![]() |
Иллюстрация Петра Перевезенцева
|
О березах написаны десятки стихов. Им посвящали свои строки Фёдор Тютчев и Алексей Толстой, Сергей Есенин и Афанасий Фет, Николай Заболоцкий и Валентин Берестов, Степан Щипачёв и Валерий Брюсов. И как не писать? Зайдешь в светлую, прозрачную березовую рощу — и душа поет, разворачивается. Это вам не темный глухой ельник, куда зайдешь, а потом не знаешь, как выбраться.
Символ красоты, символ чистоты, символ России — вот что такое береза. Одна береза выделяет около 30 кг кислорода в год, и за одно это заслуживает уважения. Но вообще, береза служит человечеству всеми своими частями — березовыми вениками, теплоемкими дровами, волшебным дёгтем и березовым соком. Подробно об этом рассказано в статье Н. Ручкиной «Береза — щепоть пыльцы в бочке бетулина».
В многочисленной березовой семье не без урода. Есть в ней необычные деревья — такие же белоствольные, но низкорослые, извилистые и с большими наростами. Однако это именно тот случай, когда вся красота спрятана внутри, потому что это — карельская береза. Ее чрезвычайно плотная и прочная древесина янтарного цвета с непредсказуемым мраморным рисунком и перламутровым блеском уникальна.
Впервые ее описал лесной знатель (лесник, по-нашему) форстмейстер Фокель в середине XVIII века. Он изучал леса северо-западной части России по заданию Екатерины II. Она поставила задачу найти отечественную альтернативу дорогому красному дереву, ввоз которого в страну тогда был временно запрещен. То есть решала проблему импортозамещения. И Фокель нашел — карельскую березу. С тех пор ее называют царским деревом, потому что из карельской березы стали делать потрясающую мебель для царских апартаментов, которая служила веками. Да и сейчас как новенькая.
Со временем селекционеры научились разводить карельскую березу, в России даже сложилась целая научная школа вокруг этого уникального дерева во главе со знаменитым дендрологом, академиком ВАСХНИЛ А.С. Яблоковым.
Разведение карельской березы — дело трудоемкое. Выращивать ее с помощью семян очень сложно — в 75% случаев вырастает обычная береза. А понять это можно лишь спустя 8 лет, когда деревце вырастет и появятся первые внешние признаки карельской березы. Поэтому селекционеры прививают побеги. А с этим связаны еще большие сложности.
Но вот совсем недавно ученые наконец решили проблему, потому что ответили на вопрос, почему какие-то березы становятся вдруг карельскими. Специалисты Сколтеха вместе с коллегами из Санкт-Петербургского государственного лесотехнического университета и Института леса Карельского научного центра РАН обнаружили, что причина — в генетической мутации, которая превращает обычную березу в карельскую.
Собственно, дендрологи так и предполагали. Теперь с помощью привычной уже ПЦР можно точно установить, относится месячный березовый побег к карельской березе или нет. Это, несомненно, сильно облегчит разведение ценной породы.