![]() |
Иллюстрация Петра Перевезенцева
|
В интересное время живем, скажу я вам. У нас теперь что ни день, то всемирный праздник. Открыла календарь международных праздников, учрежденных ООН и ЮНЕСКО, и зависла. Их 468, и чего там только нет!
День научной фантастики, День рождения соломинки для коктейля, День десерта, День батарейки, День неторопливости, День общественного сна, День снега, День объятий, День осведомленности о пингвинах, День оптимиста, День домашних насекомых…
Но есть среди них праздник, о котором хочу сегодня поговорить — День ручного письма, День почерка. Его отмечают 23 января. Он имеет непосредственное отношение к науке, потому что почерковедение, графология, — это ее раздел.
Еще Аристотель подметил: «Как нет людей одинаково говорящих, так и нет людей одинаково пишущих». Так что связь между индивидуальностью человека и его почерком уловили еще в античности, а затем интерес к этой теме только усиливался.
Первую известную работу по исследованию почерка написал в 1622 году Камилло Бальди. Называлась она «О том, как по букве письма узнавать характер и особенности писавшего». Спустя 250 лет появился термин «графология» — учение об определении характера человека по почерку.
Так графология вошла в жизнь и даже в моду. И.В. Гёте замечал: «Нет ни тени сомнения, что почерк имеет отношение к характеру и уму человека и что он может, по меньшей мере, дать понятие о его чувствах и действиях». А Зигмунд Фрейд не сомневался, что «посредством почерка человек выражает свою индивидуальность».
Эту точку зрения разделяли многие известные люди — Николай Васильевич Гоголь, Антон Павлович Чехов, Альберт Эйнштейн, Эмиль Золя, Александр Дюма и многие другие. А известный художник Томас Гейнсборо держал рядом с мольбертом рукопись человека, над портретом которого работал. Это помогало ему полнее отобразить на холсте внутренний мир человека.
В России практическая графология утвердилась в середине XVI века, когда подделка челобитных, купчих и закладных стала видом должностного преступления.
И только в конце ХIХ веке в России появился термин «почерковедение», который ввел русский ученый-криминалист Е.Ф. Буринский. Он рассматривал почерк как объект медицинской и криминалистической диагностики, который надо анализировать с позиций физиологии, медицины, анатомии и психиатрии.
Его дело продолжил известный российский графолог Д.М. Зуев-Инсаров, выпустивший в 1929 году знаменитую книгу «Почерк и личность». Так, с середины ХХ века графология стала принятой у нас практикой в психологии и криминалистике, а почерк — объектом научного исследования.
Почерк может рассказать о многом — о привычках, чувствах, образе мыслей, способностях и талантах, степени целеустремленности, честности, недостатках характера и навыках общения. И хотя почерк сугубо индивидуален, как отпечатки пальцев, обобщения возможны. Изучение многих тысяч образцов почерка показало, что авторы похожих по написанию текстов обладают и схожими характерами.
Размер букв, наклон, сила нажима, различные петли помогают выявить в каждом человеке индивидуальность с особыми, только ему присущими качествами. Например, чем крупнее почерк, тем более коммуникабелен человек. Обладатель мелкого, «бисерного» почерка застенчив, а возможно, скрытен и не общителен. А еще бисерный почерк говорит о рационализме и расчетливости его обладателя, а также о его самообладании и наблюдательности.
Почерк с округлыми буквами принадлежит людям открытым, добродушным, непрактичным и доверчивым. Угловатый почерк — дело самолюбивых и эгоистичных.
Люди волевые, терпеливые, с выдержкой пишут с сильным нажимом. Слабый нажим — свидетельство слабоволия человека. Каллиграфический почерк — ровные строки, равные расстояния между словами, равномерный нажим — принадлежит человеку с сильной волей.
Человек, пишущий буквы слитно, обладает отличным логическим мышлением. Если промежутки между словами большие, владелец такого почерка эгоцентричен, у него немалые трудности в общении.
Если строки ползут вверх, то автор — оптимист и романтик. А если вниз — то пессимист. Волнообразные строки выдают в человеке хитрость, лукавство, интриганство. И так далее. Это лишь фрагменты сложной системы, которой пользуются почерковеды.
К графологии обращаются в самых разных ситуациях — например, чтобы определить совместимость пар, вступающих в брак. А учителя, например, приносят графологам образцы почерков родителей своих учеников, чтобы понять, как найти с ними общий язык. Руководители компаний используют графологический анализ, чтобы избежать приема на работу некомпетентного, ненадежного и лживого сотрудника.
В медицине почерк позволяет диагностировать психические заболевания и эмоциональную нестабильность, начиная от шизофрении и паранойи и заканчивая легким беспокойством или сексуальными отклонениями. В развитых странах Запада юристы регулярно советуются с графологами, когда нужно выбрать присяжных в суде. И конечно, графологический анализ — это своеобразный детектор лжи. Криминалисты применяют его, чтобы выявить подделки подписей в документах и контрактах, составить психологический портрет преступника.
Графология, конечно, не всесильна. С ее помощью невозможно отличить мужской почерк от женского, предсказать будущее и узнать профессию. Графологический анализ лишь дает представление о природных способностях и талантах испытуемого, однако, каким образом он их использует, определить не получится.
Вот такая интересная наука и практика, которая, похоже, скоро потеряет главный предмет своего исследования — почерк, поскольку дети сегодня писать не хотят, не умеют, пишут плохо и редко. Почему-то их толком этому не учат.
Может, и Бог с ним с этим почерком? Может, он и не нужен в нынешних реалиях торжества цифры? Обсуждала этот вопрос с академиком С.В. Медведевым, он занимается исследованиями мозга. И он мне сказал, что умение писать рукой — это величайшее завоевание эволюции человека, это проявление индивидуальной работы мозга. Стучать по клавишам ноутбука или смартфона можно научить и обезьяну, а вот писать — нет. Утрата навыка ручного письма — это регресс, деградация.
Если исчезнет почерк, а все к тому и идет, психологи и психиатры, а также криминалисты и руководители компаний лишатся надежного инструмента, позволяющего ставить диагноз, находить преступника, принимать и увольнять с работы. Но не только. Филологи никогда не узнают о муках творчества писателей, которые набирают свои тексты на компьютере и правят их там же, потому что сам процесс редактуры не фиксируется.
А ведь именно рисунки на полях рукописи в момент размышления автора (вспомним Пушкина), рукописная правка одних слов на другие, одного пассажа на другой (вспомним исчерканные авторами тексты Толстого и Чехова) много говорят о творческом методе.
В конце концов, давайте будем прагматичными — красивый почерк и чистописание сохраняют здоровье и продлевают жизнь. Например, в Японии и Китае, где повсеместно развиты занятия каллиграфией, считается, что письмом можно лечиться.
В свое время в Пекинском институте графической коммуникации провели исследования и выяснили, что студенты с красивым почерком в целом более здоровы и перспективны. Ведь, чтобы красиво написать текст, необходимо ровное дыхание, устойчивая психика, активная работа мозга... Не зря великие каллиграфы были сплошь долгожителями. Так что, если хотите быть здоровыми, умными, успешными, — не отказывайтесь от ручного письма.