Как ни борются с разговорами по телефону за рулем автомобиля, ничто не помогает. Меж тем всего пять секунд, которые водитель смотрит не на дорогу, а на экран, увеличивают вероятность автоаварии в девять раз. Соответственно растут убытки страховщиков, поэтому они, по крайней мере в США, тратят миллиарды долларов на улучшение безопасности вождения. В частности, ставят в смартфон застрахованного приложение, следящее за его стилем вождения. А за чем в первую очередь надо следить?
Ответ дает эксперимент, поставленный учеными из Пенсильванского университета совместно с сотрудниками компании Progressive Insurance (JAMA Network open, 10 июля 2024 года). В нем было два сценария. В первом — водителю ежемесячно выплачивали премию в 50 долларов, если он, будучи за рулем, разговаривал меньше, чем участники контрольной группы. Во втором сценарии водителю еженедельно сообщали о том, что он выиграл премию за малые разговоры, но сумма была семь долларов.
Как оказалось, сработал второй сценарий: частота разговоров за рулем в среднем снизилась на 21%, а время разговоров сократилось с 216 секунд в час до 56 секунд. Премия 50 долларов в конце месяца дала снижение лишь на 15%. Так получилось отличное рыночное средство борьбы за безопасность движения.
Из этой работы следует интересный вывод. Оказывается, по смартфону можно определить, что человек движется, и рассчитать его скорость, иначе откуда программа знает, что разговор идет из едущего автомобиля? Это дает отличный шанс регулировать движение самокатчиков. Надо лишь принудительно установить им приложение по измерению скорости и далее поощрять аккуратных пользователей скидками, а гонщиков наказывать наценками на тариф. Должно сработать. Хотя есть другое мнение: во Франции запретили прокат электросамокатов — и ничего, мир не рухнул.
|
Иллюстрация: G. Pasteur
|