Светозарный стул

Мотыляев А.
(«ХиЖ», 2021, №5)

pic_2021_05_62.jpg

Художник Rainer Schade

Болезни желудка и кишечника превратились в этакий бич для так называемого цивилизованного человечества, то есть обитающего в развитых странах и других областях с высоким уровнем жизни: чуть ли не поголовно оно страдает от колитов, гастритов и изжоги. А медики мало того что слабо представляют себе, как бороться с недугом, так еще и теряются в вопросах диагностики, особенно на ранних этапах, когда недомогание уже есть, а до чего-то кардинального и заметного вооруженным глазом, вроде язвы или опухоли, дело не дошло. В самом деле, не так уж легко залезать внутрь человека, а тем более поверять цифрой, что у него там, внутри, происходит.

На помощь могут прийти братья наши мельчайшие – бактерии. Нет, речь не идет о правильном питании с использованием пробиотиков для восстановления микрофлоры кишечника: на сцену выходят бактерии-диагносты (PNAS, 18 мая 2021 года).

При одном из зловещих кишечных недугов, болезни Крона, впрочем, не только при нем, происходит резкое закисление клеток стенки кишечника, ацидоз. И он служит важным симптомом, по которому болезнь удается распознать и сообщить пациенту, что с ним случилось. Исследователи из хьюстонского Университета Райса во главе с Джеффри Табором изучали феномен и нашли, что клетки ацидозу сопротивляются: вырабатывают специфические белки. Этой работой заинтересовался Син Колган, руководитель программы изучения воспалений слизистой из соседнего Колорадского университета. «А можно сделать бактерию, которая станет на эти белки реагировать?» – спросил он Табора. «Отчего же нельзя?» – ответил тот и вместе с коллегами так модифицировал кишечную палочку, что при появлении ацидозных белков в ней начинался синтез флуоресцентной белка. Конечно, пришлось потрудиться, но в конце концов испражнения подопытной мыши дали зеленый свет под ультрафиолетом.

Табор считает: через несколько лет такая тест-система будет доступна не только мышам, но и людям. При этом он надеется использовать другой краситель. И тогда все удастся увидеть без ультрафиолета: вода в унитазе будет синеть. Такую диагностическую бактерию можно будет добавлять в еду, и человек самостоятельно проследит за своим здоровьем.

22.07.2022 18:00:00

В США считают, что один из надежных способов уменьшить число погибших в дорожных авариях — это постоянно информировать водителей о количестве жертв на дорогах, размещая эту информацию на специальных табло, расставленных вдоль дорог. Например — «1669 смертей в этом году на дорогах Техаса!» Предполагали, что лишнее напоминание должно мобилизовать водителя. Но оказалось всё наоборот!