Та часть основного вопроса философии, которая отвечает за познаваемость мира, обычно несколько отходит в сторону; как правило, интересующаяся философией общественность обращает внимание на первую часть — об объективности существования материи. Однако именно ответ на вопрос о познаваемости мира дает идеологическую основу для практических действий по его переустройству. Порассуждаем, как так получается.
Все идеологии по их отношению к окружающему миру можно разделить на позитивные и негативные. На первых основаны концепции мировых религий, христианства, ислама, буддизма, на вторых — всякие деструктивные идеологии вроде манихейства, альбигойства, измаилизма, карматства, богумильства, да и социал-демократии, если разобраться в ней основательно.
Согласно первым, мир сотворен Всеблагим, Всезнающим, Всемогущим Богом, бесконечным в пространстве и во времени. То есть мир изначально совершенен и ни в каких преобразованиях не нуждается. Человек, созданный по образу и подобию, очевидно, также наделен способностью творить. Но поскольку он конечен, все его творения ограничены в пространстве-времени и по определению несовершенны. Раз мир и так совершенен, то, в идеале, было бы лучше, если бы человек не творил ничего, полагаясь на Божий промысел: Он-то точно знает, чего человеку нужно, и это нужное дает. А если чего-то не дает, значит это и не нужно.
Вмешавшийся в историю князь мира сего накормил Адама с Евой яблочками с древа познания, после чего творческая способность была активирована, человек стал познавать мир и в меру своего знания его преобразовывать. Однако познание мира есть познание Бога, а Он непознаваем по определению. Значит, мера познания мира у человека ограничена и своими ограниченными, несовершенными творениями, созданными на основе неполноценного знания, он только портит изначально совершенный мир. И чем больше делает, тем сильнее портит, приближая конец света. Получается, что таким оригинальным способом падший ангел чужими руками разрушает любимую игрушку Создателя.
Чтобы уменьшить ущерб, на человека были наложены ограничения, передаваемые через пророков, апостолов и самого Сына Божия: мир совершенен, менять его не надо, пусть будет как есть от века, всякая власть от Бога, дан тебе господин — слушайся его, в общем живи по переданным свыше заповедям и будет тебе Царствие Небесное. Как нетрудно видеть, именно на концепции непознаваемости мира строится вся бытующая в общественном сознании антипрогрессистская идеология: небо закоптили, воду загадили, животинку истребили, леса вырубили, луга вытоптали, кругом плохая экология, болезни. То есть надо следовать призыву Жан-Жака Руссо и идти назад в пещеры, искупать зеленой повесткой грехопадение, случившееся от поедания яблочек.
Альтернативная точка зрения на происхождение мира выглядит так. Мир создан вовсе не Всеблагим и т. д., а ограниченным демоном- демиургом, князем мира сего. В этом мире частички Божественного света захвачены беснующимся мраком, и задача человека побыстрее освободить свою душу от оков мира; в пределе эта манихейская идея ведет к ускоренному умертвлению плоти за счет половых излишеств и разгульных оргий, тут речи о познаваемости мира нет.
Однако в не столь экстремистском варианте идея мира как результат творчества конечного демиурга ведет к другим выводам. Раз демиург конечен, значит, во-первых, его творение, мир, несовершенен, а во-вторых, конечен, то есть познаваем. А раз он познаваем, значит, преобразуем согласно полученным знаниям. И коль скоро разница между конечным демиургом и конечным человеком лишь количественная, совсем не очевидно, что вмешательство человека испортит мир, а не, наоборот, улучшит его. Более того, выходит, именно князь мира сего сажал древо познания и, как настоящий садовник, от всей своей души угощал наивных Адама и Еву яблочками для активации творческих способностей, фактически дал им технологии преобразования мира (похоже, что у эллинов этого князя зовут Прометей). Может быть, он так сделал, осознавая несовершенство своего творения и желая руками человека его усовершенствовать, чтобы конец света не случился.
Ну а раз мир познаваем и преобразуем, так надо засучить рукава и — за работу, товарищи: мы не можем ждать милостей от природы, наука — реальная производительная сила общества, вооруженные научным знанием, мы сумеем произвести необходимые социальные и экономические преобразования для построения идеального общества. Мы покорим пространство-время, осуществим неограниченную космическую экспансию человечества. Более того, мы можем даже преобразовать саму несовершенную биологическую природу каждого конкретного человека: ненужное ему отрезать, а нужное пришить. Если кто мешает преобразованию мира, то он должен быть подвергнут обструкции, а то и элиминирован тем или иным способом из общества.
В сущности, сейчас, после бурных событий XX века, мы живем именно в таком мире, который сочтен несовершенным, познаваемым и преобразуемым. Со всеми положительными и отрицательными чертами такого решения второй части основного вопроса философии.