Магнитная стимуляция управляет памятью

Космачевская О.В.
(«ХиЖ», 2021, №2)

Мы обладаем способностью вспоминать произошедшие события, мысли, ощущения. Это позволяет нам приобретать опыт, который мы используем для планирования будущего. Воспоминание в мозге формируется сложно. Во время запоминания нейроны объединяются в ансамбль − паттерн активности. Эти паттерны в течении нескольких дней хранятся в гиппокампе, а затем передаются в кору больших полушарий. С возрастом гиппокамп начинает хуже работать, нам все сложнее держать во внимании много мелочей. Если гиппокамп искусственно стимулировать, то можно снова вызвать воспоминания. Например, это можно сделать при помощи магнитного поля.

Ученые из Школы медицины им. Файнберга Северо-Западного университета в Чикаго (США) исследовали, как влияет транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС) гиппокампа на формирование памяти на текущие события. В исследовании участвовали здоровые молодые люди от 19 до 32 лет. Активный гиппокамп генерирует колебания в сигнале электроэнцефалограммы с частотой 4-8 Гц − тета-ритм. Поэтому ученые использовали электромагнитные импульсы именно этой частоты.

После магнитной стимуляции участники эксперимента выполняли задание на память. Им показывали короткие видеоролики с разными событиями: парковка машины, приготовление еды, вынос мусора, складывание белья и т.д. После просмотра испытуемые отвечали на вопросы об увиденном (места, люди, предметы). Это позволило оценить точность запоминания событий повседневной жизни.

Ученые также наблюдали за активностью нейронов во время выполнения теста на память с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии. Стимуляция тета-ритмом, направленная на гиппокампальную сеть, помогала восстанавливаться паттернам активности в затылочной коре и улучшала точность запоминания по сравнению со стимуляцией других участков мозга.

Теперь мы знаем, что с помощью магнитной стимуляции гиппокампа можно управлять памятью. Причем можно не только улучшить память на текущие события, но и стереть неприятные воспоминания. Сейчас ТМС начали активно применять для лечения заболеваний нервной системы.

(Current Biology, 2021, 31, 1-10)

17.12.2021 17:00:00

Международная группа зоологов решила обучить телят гигиене. Для этого они вознаграждали каждого теленка после посещения туалета, и те вскоре привыкли справлять нужду в отведенном для этого месте.