Рекламируй науку

(«ХиЖ», 2020, №7)

pic_2020_07_87.jpg

Художник Tomas Plassmann

Что было первым: яйцо или курица? Вопрос примерно такой же степени сложности задают себе исследователи науки: если какая-то хорошо цитируемая работа получила признание журналистов, то в чем причина? Журналисты поняли ценность статьи и привлекли к ней внимание? Статья так интересна, что привлекла бы внимание коллег, даже если журналисты тихо курили в сторонке? Многие пытались найти ответ на этот вопрос. Недавнюю попытку предпринял возглавляемый Мэтью Сили коллектив науковедов из Университета Бригама Янга, что в североамериканском штате Юта («PLоS ONE», 1 июля 2020 года).

Они взяли более восьми сотен научных статей по проблемам спорта из научных журналов 2007—2008 годов, посмотрели их цитирование в последующие годы, а также измерили индексы интереса к этим статьям. Индексов было два. Один, индекс внимания Альтметрики, отмечает всякое упоминания статьи, хоть в газете, хоть в Википедии, хоть в документе правительства. Другой же фиксировал только упоминание в социальных сетях. Еще статьи проранжировали по рейтингу журнала или авторитету главного автора, а затем стали эту сложную систему обрабатывать статистическими уравнениями.

Результат получился такой. Если авторитет журнала или автора влиял на цитирование статьи примерно одинаково, то вклад упоминания в ненаучной прессе превосходил каждого из них почти в два раза! При этом влияние социальных сетей оказалось ничтожным – их индекс был в десять раз менее влиятельным, чем индекс Альтметрики.

Так что же? Доказано, что реклама в главных газетах и журналах науке жизненно необходима? Ничуть! Исследователи провели еще одну гигантскую работу – выбрав 18 статей, они тщательно пересчитали цитирования и упоминания в СМИ за все прошедшие годы. Из этих данных хорошо видно, что газеты-журналы реагируют на выход статьи с четырехлетним опозданием! А максимум упоминания приходится и вовсе на восьмой год после публикации. Именно на этот год, впрочем, приходится и максимум цитирования. Зато обычные СМИ делают важную работу – не дают забыть о статье, однако на начальном этапе ее значимость замечают специалисты. Сами авторы, впрочем, так не думают и предполагают получить средства на дальнейшие исследования проблемы.

123

Разные разности

23.09.2022 14:00:00

В Формуле-1 всегда бытовало твердое убеждение, что здесь работает «правило 80/20»: машина/команда отвечают за 80% успеха в гонке, а мастерство пилота — только за 20%. Но, как выяснили ученые из Университета Летбриджа, эта формула ошибочна.

>>
21.09.2022 16:00:00

Компания Virginia Tech вместе со специалистами из двух университетов США работает над перчатками для подводных манипуляций Octa-glove. Принцип их работы позаимствован у щупалец осьминога.

>>
17.09.2022 16:00:00

Одуванчики продолжают распространяться по миру. И делают это поразительно успешно. Потому что используют надежные и изощренные технологии, созданные природой. Например, семена одуванчиков — одни из лучших летунов.

>>
16.09.2022 18:00:00

Ученые из Университета Райса представили бесконтактную оптическую систему мониторинга деформаций, которая включает в себя тензочувствительную краску и портативное оборудование для считывания информации с нее.

>>
12.09.2022 10:00:00

…57% видов, находящихся под угрозой исчезновения, нуждаются в целенаправленных действиях по восстановлению, чтобы обеспечить их выживание

…игра на духовых инструментах, точно так же, как чихание и кашель, пение и разговоры, распространяет респираторные частицы, которые могут переносить вирус COVID-19…

…открыт родий в его самой высокой степени окисления

>>