Убей вирус! (Часть 8)

Надежда Маркина
(«ХиЖ», 2020, №)

Тесты на коронавирус: больше вопросов, чем ответов

Тесты на коронавирус SARS-Сov-2, как и на другие вирусы, бывают двух типов. Первый тип – это тесты, которые ищут сами вирусные частицы в организме, точнее – в мокроте. РНК вируса определяют при помощи полимеразной цепной реакции (ПЦР). Точнее, используется метод ПЦР с обратной транскрипцией (ОТ-ПЦР). Из биологического материала выделяют одноцепочечную вирусную РНК, с помощью фермента обратной транскриптазы синтезируют на ее основе двуцепочечную ДНК, и уже эту ДНК многократно копируют путем полимеразной цепной реакции в амплификаторе.

В России эти тест-системы разрабатывают и изготавливают несколько организаций, с их помощью уже протестировано более миллиона человек. Но есть проблема: эти тесты дают не стопроцентную точность. Возможны ложноотрицательные результаты, иными словами, тексты не всегда находят вирус в организме больного с явными признаками COVID-19. Так, главный врач инфекционной больницы в Коммунарке Денис Проценко оценил точность тестов в 70-80%. Такую же цифру – 70-80% назвал главный внештатный пульмонолог Минздрава Сергей Авдеев.

Именно поэтому врачи теперь стали ориентироваться не только на результаты тестирования, но и на клиническую картину болезни в сочетании с данными компьютерной томографии или рентгена, а Минздрав обновил методические рекомендации по диагностике и лечению COVID-19. И это не только проблема российских тестов – ранее с тем же самым столкнулся Китай.

Второй тип тестов на коронавирус SARS-Сov-2 обнаруживает следы, оставленные вирусом в организме человека. Речь идет об антителах, которые вырабатывает иммунная система, чтобы побороть инфекцию. Антитела – это белки (иммуноглобулины), которые производят В-лимфоциты. Они имеют характерное Y-образное строение. Антитело распознает S-белок, образующий «шипы» в короне нашего вируса, и связывает его, блокируя контакт вирусной частицы с рецепторами клеток.

Антитела нарабатываются в организме за какое-то время после инфицирования – от нескольких дней до нескольких недель. Различают ранние антитела (класса IgM), которые появляются в острой фазе заболевания, и поздние антитела (класса IgG), появляющиеся по мере выздоровления и сохраняющиеся в организме длительное время.

Антитела выявляют с помощью иммуноферментного анализа крови. Поскольку антитела появляются в крови не сразу, этот вид тестирования не подходит для раннего выявления инфицированных. Его ценность в другом. Он позволяет выявить переболевших и получивших иммунитет к COVID-19, в том числе тех, у кого болезнь проходила в бессимптомной форме. Поэтому тестирование на антитела применяют в популяционных исследованиях, с его помощью можно оценить, образовался ли в популяции так называемый «стадный», или коллективный иммунитет.

10 апреля в России зарегистрировали тест-систему на выявление антител к коронавирусу SARS-Сov-2, разработанную в «Векторе»; над созданием своего варианта тест-системы работает Центр генетики и репродуктивной медицины «Genetico» в сотрудничестве с Институтом молекулярной биологии РАН.

Антитела к коронавирусу уже пытаются применять и для лечения пациентов с COVID-19. В плазме крови от переболевших COVID-19 доноров определяют количество антител, и эту плазму переливают пациентам, которые находятся в тяжелом состоянии. Этот метод применяли китайские врачи, теперь его эффективность начали исследовать и в России, и даже вышел соответствующий приказ Департамента здравоохранения Москвы.

Всемирная организация здравоохранения сообщила, что запускает глобальную программу массового тестирования на антитела. В то же время появляются данные, которые пока трудно объяснить. Так, в Великобритании было намечено массовое тестирование населения, которое должно было охватить миллионы. Но выяснилось, что ни один из множества тестов, которые планировали использовать, не показал достаточную надежность. Китайские ученые в статье, выложенной на сайте препринтов, пишут, что не у всех переболевших пациентов в крови обнаруживаются антитела. Тем не менее их иммунная система справилась с инфекцией. Непонятно и то, что уровень антител к SARS-Cov-2 увеличивался с возрастом: у пожилых пациентов он оказался выше, чем у молодых.

Практически каждый день появляется новая информация о пандемии COVID-19, и часто она меняет прежние представления специалистов о характере нового коронавируса. Надеемся, что причины недостаточной точности тестов и ответы и на вопросы, связанные с антителами, будут найдены.

20.07.2021

Кристофер Хансон, старший лектор Университета Мальмё, давно изучает различные «стыдливые» фобии шведов. С недавних пор среди них оказалось и поедание кипрского сыра халуми.

06.07.2021 17:00:00

…исследователи выяснили, как будет меняться скорость астероида Апофис после 2029 года, что позволит использовать гравитационный маневр и избежать столкновения астероида с Землей в 2051 году…

…специально натренированные собаки учуивают коронавирус в образцах мочи с вероятностью 95%…

…неинвазивный метод стимуляции мозга с помощью сфокусированного ультразвука позволяет включать и выключать определенные типы нейронов и может быть использован при лечении нейродегенеративных заболеваний…

29.06.2021 17:00:00

Болезни желудка и кишечника превратились в этакий бич для человечества. На помощь могут прийти братья наши мельчайшие – бактерии. Нет, речь не идет о правильном питании с использованием пробиотиков.

23.06.2021 17:00:00

Оказывается, консолидацию разрозненных экстремистов в организованную группу можно отследить по динамике нарастания определенного содержания в Сети: ее удалось описать единым уравнением, используемым в физике при изучении морских волн.

16.06.2021 16:00:00