«Нобелевка» для учителей

Любовь Стрельникова

Нет, это не миллион долларов, а всего 250 тысяч рублей. Пока. Но зато все остальное… Внимательный читатель «Химии и жизни» наверняка заметил, что весь прошедший год на последней обложке журнала была размещена реклама Премии «Исток» имени академика И.В. Петрянова-Соколова. Это и есть «Нобелевка» для учителей. Впервые ее вручили 8 октября этого года в Нижнем Новгороде двенадцати учителям химии, физики и биологии.


pic_2021_11_02.jpg


История началась года два назад, когда меня и Юлию Германовну Горбунову (см. интервью с Юлией Германовной в «Химии и жизни», 2019, 3) пригласили на разговор с президентом РАН Александром Михайловичем Сергеевым. Из его кабинета мы вышли с поручением — придумать концепцию ежегодной премии для школьных учителей химии, физики и биологии имени академика И.В. Петрянова-Соколова. Идея премии простая — выразить признательность научного сообщества и государства учителям химии, физики и биологии, вдохновляющим учеников на выбор профессии в области науки и технологий.

Конечно, давно надо было сделать такую премию. Но до недавних пор чиновники занимались обратным процессом — изживанием предметов естественно-научного цикла из школьных программ. Да и сейчас некоторые лидеры школьного образования исповедуют и распространяют вздорные и опасные идеи, что эти предметы в школе не нужны вообще. Не удивлюсь, если они — активные сторонники идеи плоской Земли. Количество часов на эти предметы съежилось почти до бессмысленного минимума. И это в условиях, когда нам нужны сильная наука и промышленность, сильные исследователи, инженеры и технологи — для новой индустриализации, для ответа на глобальные вызовы, для сохранения суверенитета и безопасности разного рода. А решение всех этих проблем начинается в школе.

На самом деле, Российская академия наук всегда высоко оценивала титанический труд учителей, которые обеспечивали приток молодежи в науку. А сейчас, когда в школах стало невозможно работать из-за диктата чиновников, родителей и вседозволенности невоспитанных школьников, — тем более. Просто сегодня нужны отчетливые послания государству и обществу, что учителя химии, физики и биологии — это те, кто своими руками создает будущее наше и наших детей. Пора бы уже вспомнить очевидное: что сильное государство стоит на плечах учителей, врачей, ученых и военных. Задуманная А.М. Сергеевым премия для учителей — это лишь один из таких сигналов.

Почему премия носит имя академика Игоря Васильевича Петрянова-Соколова (1907—1996) — выдающегося ученого, участника атомного проекта, создателя знаменитых фильтров Петрянова для защиты людей в атомной отрасли, в космосе и на вредных производствах, а также большого общественного деятеля, сделавшего очень много для сохранения памятников культуры и природы в нашей стране? Дело в том, что Игорь Васильевич был своего рода мостом не только между наукой и промышленностью, но и между наукой и школой. Он создал академический научно-популярный журнал «Химия и жизнь» (на радость учителям и школьникам в том числе) и был его бессменным главным редактором до последних дней. Он был главным редактором серии книг «Ученые — школьнику», которую выпускало издательство «Педагогика» в 1970 — 1990 годах, редактировал «Детскую советскую энциклопедию». Делал все это с огромным удовольствием и пониманием важности таких усилий. Он всегда говорил, что если ученый не может просто и понятно объяснить школьнику, чем он занимается, то, значит, и сам не очень понимает. У Игоря Васильевича было много наград, но более всего он ценил медаль К.Д. Ушинского за вклад в педагогику и Премию Калинги, присуждаемую ЮНЕСКО «За популяризацию науки».

Какой же должна быть премия имени Игоря Васильевича? Несомненно — настоящей, то есть истинной наградой за заслуги. Ненастоящих премий, приглашающих претендентов подавать заявки, заполнять формы, представлять портфолио и даже плясать перед жюри, если надо, — много. А вот настоящих — мало. Одна из них, высоко ценимая в научном сообществе, — Нобелевская премия. Вот мы и решили, что премия Игоря Васильевича должна быть нобелевкой для учителей. А это значит, что самовыдвижение на премию невозможно. Что кандидатов на премию предлагает профессиональное сообщество (Институты развития образования, ассоциации учителей и т. п.). И что выдвижение на премию происходит в условиях строжайшей конфиденциальности: никто, кроме членов жюри, не должен знать имена претендентов и их количество. Премия должна быть ежегодной, и вручать ее надо в день учителя в октябре — параллельно с объявлением лауреатов Нобелевской премии.

Легко объяснить, почему мы назвали премию «Истоком». Школа, учитель — это, несомненно, исток, то есть начало судьбы и профессии. Кроме того, слово «исток» связано с водой. А вода — это не только среда, где развивается жизнь, но и любимое вещество Игоря Васильевича. В 1975 году он написал о воде книгу «Самое необыкновенное вещество в мире» — первую в серии «Ученые — школьнику». Поэтому в логотипе премии, который создал художник нашего журнала Александр Кук (он рисует обложки для «Химии и жизни»), изображена молекула воды. А слоганом премии стала фраза А.М. Сергеева «Слова учитель, ученик, ученый — однокоренные».

Все наши идеи понравились Александру Михайловичу, и процесс был запущен. В результате в прошлом году президент РАН и губернатор Нижегородской области, где родился И.В. Петрянов-Соколов, учредили премию. Призовой фонд на 2021 год в размере трех миллионов рублей сформировала Госкорпорация «Росатом», которая стала главным партнером премии — в Росатоме относятся к памяти Игоря Васильевича с особым пиететом и считают премию «Исток» чрезвычайно важной и своевременной.

Я оставила за скобками долгие препирательства с чиновниками разного уровня. Чиновники пытались нас убедить, что наша нобелевская схема неработоспособна — никто не будет выдвигать учителей, никто про них ничего не знает, никакой конфиденциальности не может быть в принципе. И вообще — «это так не работает»: если хочешь получить премию, сам пиши на себе представление и бегай по инстанциям. Мы, конечно, победили. Но опыт работы с государственными структурами в очередной раз показал, что это мучительное испытание и занятие не для слабонервных.

Ладно, Бог с ними. Поговорим о приятном — о первом результате. В этом, 2021-м, году жюри, в которое вошли достойнейшие из достойных (учителя, профессора, академики), рассматривало претендентов на премию из Приволжского федерального округа. Страна у нас большая, хороших учителей у нас очень много, очень хороших — много, поэтому выбрать практически невозможно. Да и сосредоточиться хотелось на регионах. Поэтому премия стартовала в одном Приволжском округе. Это позволило повнимательнее приглядеться к учителям.

В результате лауреатами премии в четырех номинациях стали 12 учителей химии, физики и биологии.

В номинации «За яркий и продуктивный старт в профессии учителя»:

Хлёвин Дмитрий Андреевич, учитель химии Республиканского лицея в Саранске;

Курашкин Александр Борисович, учитель физики, Лицей № 40 в Нижнем Новгороде;

Синичкин Евгений Аркадьевич, учитель биологии средней общеобразовательной школы № 14 с углубленным изучением предметов естественно-математического цикла, Новочебоксарск.

В номинации «За ценный вклад в школьное естественно-научное образование в условиях сельских территорий»:

Лебедев Валентин Григорьевич, учитель химии школы поселка Центральный Богородского р-на Нижегородской области;

Долгова Валентина Михайловна, учитель физики средней общеобразовательной школы № 2 поселка Энергетик Оренбургской обл.;

Уралёва Ольга Валентиновна, учитель биологии средней общеобразовательной школы села Нечаевка Мокшанского района Пензенской области.

В номинации «За ценный вклад в воспитание педагогической смены, наставничество»:

Ким Елена Петровна, учитель химии Гимназии № 1, Саратов;

Сабаев Сергей Николаевич, учитель физики Республиканского лицея, Саранск;

Домнина Людмила Викторовна, учитель биологии Лицей естественных наук, Киров.

В номинации «За выдающийся вклад в школьное естественно-научное образование»:

Ешкова Любовь Михайловна, учитель химии средней школы № 42 в Ульяновске;

Исупов Михаил Васильевич, учитель физики и астрономии Кировского физико-математического лицея в Кирове;

Юркина Людмила Ивановна, учитель биологии Республиканского лицея, Саранск.


pic_2021_11_06.jpg

Заместитель генерального директора по персоналу Госкорпорации «Росатом» Т.А. Терентьева вручает премию «Исток» в номинации «За яркий и продуктивный старт в профессии учителя» Александру Борисовичу Курашкину, учителю физики Лицея № 40 в Нижнем Новгороде


Жюри выбрало лауреатов в середине сентября. Решили, что огласим их имена в СМИ на День учителя, 5 октября, а 8-го, на форуме в Педагогическом университете в Нижнем Новгороде, вручим премию. Но ведь надо покупать билеты лауреатам, бронировать отель, да и реквизиты личных счетов нужны, чтобы все подготовить для перечисления премии на счета. Так что надо обзванивать лауреатов. Поручили мне, чтобы я заодно оценила, была ли соблюдена конфиденциальность, по реакции на мой звонок.

Это должно было выглядеть так же, как и в случае с Нобелевской премией: «Доброе утро! Вас беспокоят из Нобелевского комитета. Поздравляем, вы стали Нобелевским лауреатом 2021 года». — «Неужели? Да не может быть! А это не розыгрыш?» и так далее. Текст у меня был другой, но смысл такой же. Дождалась, пока закончились уроки в школах, и села за телефон.

В общем, это были вдохновляющие три часа. «Здравствуйте, вас беспокоит… Я звоню по поручение президента Российской академии наук… чтобы…» Многие были уверены, что это ошибка. «Вы, наверное, ошиблись. Я не подавала (подавал) ни на какую премию». Спрашиваю — как можно подавать на премию? На гранты — можно, на субсидию — можно, можно участвовать в конкурсе, но подать заявление на премию нельзя по определению. Кто-то из лауреатов меня знал, поэтому верил безоговорочно.

Все интересовались, кто же его выдвинул? Кто оценил его работу и заслуги? В том, что конфиденциальность не была соблюдена, я усомнилась лишь в двух случаях — лауреаты не поинтересовались, кто их выдвинул. На самом деле — отличный результат для старта! Я объясняла, что будет происходить дальше, когда и где церемония, кому в правительстве в Нижнем Новгороде надо направить свои данные для билетов, реквизиты, с кем подписывать соглашение об использовании персональных данных.

Разговоры затягивались. Всем приходилось подробно рассказывать, что за премия, кому и зачем, какова процедура. Премия-то новая, вручается впервые. Из телефонной трубки на меня лились волны радости и счастья от неожиданного признания, пока я не набрала номер 11-го лауреата, учителя физики. Мою речь, заученную от многократного повтора, женщина на другом конце провода слушала терпеливо и бесстрастно. Она не проронила ни слова. Но когда я дошла до оргвопросов — персональных данных, реквизитов, она сказала: «Вот мы и добрались до самого главного. Ха-ха-ха». И бросила трубку. Я опешила от неожиданности. Перезвонила, но трубку не брали. Конечно, мы дозвонились до Института развития образования, который выдвинул ее на премию. В итоге все разъяснилось и уладилось. «Вы уж не обижайтесь на нее. Сами знаете, сколько мошенников развелось. А у нас на селе люди бдительные».

В Нижнем Новгороде, на пресс-конференции наша бдительная лауреат рассказала, что действительно не поверила ни одному моему слову. Положила трубку и сказала мужу:

— Представляешь, какими изощренными стали мошенники — мне сейчас предлагали Нобелевскую премию!
— А ты что? Отказалась?
— Да.
— Ну и зря. Мне лодку с мотором надо обновить.

Я еще тогда подумала, что это мошенничество с облегчением банковских счетов по телефону, наверное, сугубо российское явление. Что-то не помню случая, чтобы нобелевские лауреаты принимали представителей Нобелевского комитета за мошенников. За розыгрыш коллег — да.

Правительство Нижегородской губернии устроило прекрасную программу лауреатам благодаря усилиям Ирины Альбертовны Зверевой — поселили в лучшем отеле города, торжественно вручили премию на сцене университета в полном зале, организовали пресс-конференцию для лауреатов и чаепитие с президентом РАН А.М. Сергеевым, и в тот же день премии поступили на личные счета лауреатов. А еще пригласили в театр, организовали роскошную экскурсию по городу, который преобразился к своему 800-летию до неузнаваемости. В общем — два дня счастья. Впрочем — нет, не два дня. Когда учителя вернулись домой, о них уже говорили в их городах и поселках, надо было общаться с журналистами.

Настоящей героиней в Ульяновске стала Любовь Михайловна Ешкова, учитель химии, которая 43 года проработала в одной и той же средней школе № 42. Она получила премию в номинации «За выдающийся вклад в школьное естественно-научное образование». «Наверное, меня отметили за то, что я воспитала очень много ребят, связавших свою жизнь с химией, это врачи, учителя, химики…», — предположила Любовь Михайловна в одном из интервью UlPravda.ru.


pic_2021_11_04.jpg

Президент РАН А.М. Сергеев вручает Премию «Исток» Любови Михайловне Ешковой, учителю химии средней школы № 42 в Ульяновске, за выдающийся вклад в школьное естественно-научное образование

Да, Любовь Михайловна, за это и за то, что вы влюбляете детей в химию с первого класса. «Дети очень чутко чувствуют отношение самого учителя к своему предмету. Если они чувствуют влюбленность, то это становится для них толчком к тому, чтобы попробовать изучить и понять, за что же этот педагог любит свой предмет. И заметьте, номинированы учителя трех предметов — химии, биологии и физики, которые нельзя изучать чисто теоретически. Эксперимент в этих науках должен стоять на первом месте. А я фанатка эксперимента, показываю детям все, что можно и что нельзя, а точнее, то, чего нет в учебной программе. И дети в восторге, даже первоклассники — они посещают кабинет химии во время первой школьной экскурсии и потом ждут встречи с этой наукой».

«Для меня ценна не сама премия, а признание на таком уровне — оно дорогого стоит. На это положена вся жизнь, и, значит, все не зря», — призналась Любовь Михайловна.

Звездой чувашских медиа стал Евгений Аркадьевич Синичкин, учитель биологии средней общеобразовательной школы № 14 с углубленным изучением предметов естественно-математического цикла в Новочебоксарске — лауреат в номинации «За яркий и продуктивный старт в профессии учителя». Действительно, Евгений Аркадьевич работает в школе № 14 с 2015 года, а до того вел занятия в кружках дополнительного образования и работал в заповеднике «Присурский».


pic_2021_11_05.jpg

Евгений Аркадьевич Синичкин, учитель биологии средней общеобразовательной школы № 14 в Новочебоксарске, стал лауреатом премии в номинации «За яркий и продуктивный старт в профессии учителя». Премию вручают президент РАН А.М. Сергеев и заместитель губернатора Нижегородской области А.Г. Саносян

Вот что пишет газета «Грани» о нашем лауреате: «Последние шесть лет, что он работает учителем, действительно стали ярким стартом его педагогической карьеры. Так, один из проектов, который он реализует в школе, называется “Нескучные уроки в кедах”. По сути, это настоящие образовательные экспедиции для ребят. Пока их состоялось пять. В их числе — “Время летать”, “По следам Робинзона Крузо”, “В гости к сусликам”. Как считает Евгений Аркадьевич, современный учитель должен досконально знать свой предмет и уметь интересно рассказать о нем детям. Тогда ученики будут любить уроки и уважать преподавателя.

Кстати, самому Евгению Синичкину это удается в полной мере. Среди его учеников уже есть победители республиканских и муниципальных олимпиад по биологии и экологии. В этом году в 11-м классе школы № 14 учится группа ребят, выбравшая естественно-научный профиль. Все они собираются поступать на специальности, связанные с химией и биологией».

Ну что ж, кажется, премия получилась действительно настоящей. И еще мне кажется что, это начало большой дружбы между учителями из разных городов, между учителями и учеными, учителями и журналистами… Игорь Васильевич был бы доволен.


pic_2021_11_03.jpg


Фото предоставили Г.Д. Засухина, супруга И.В. Петрянова-Соколова, и Министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области

Разные разности
Память обезьян похожа на человеческую
Наука постоянно добывает все новые и новые факты, подтверждающие сходство людей и обезьян и намекающие на то, что, как минимум, общий предок у человека и обезьяны был. И речь идет не о внешнем сходстве, а о более тонких вещах — о работе мозга.
Камни боли
Недавно в МГУ разработали оптическую методику, позволяющую определить состав камней в живой почке пациента. Это важно для литотрипсии — процедуры, при которой камни дробятся с помощью лазерного инфракрасного излучения непосредственно в почках.
Женщина изобретающая
Пишут, что за последние 200 лет только 1,5% изобретений сделали женщины. Не удивительно. До конца XIX века во многих странах женщины вообще не имели права подавать заявки на патенты, поэтому частенько оформляли их на мужей. Сегодня сит...
Мужчина читающий
Откуда в голове изобретателя, ученого вдруг возникает идея, порой безумная — какое-нибудь невероятное устройство или процесс, которым нет аналогов в природе? Именно книги формируют воображение юных читателей, подбрасывают идеи, из которых выраст...