Убей вирус! (Часть 5)

Надежда Маркина
(«ХиЖ», 2020, №)

Как помочь иммунной системе?

Мы знаем, что для многих людей заражение коронавирусом SARS-CoV-2 происходит бессимптомно, другие заболевают в легкой форме, третьи получают тяжелую пневмонию и нуждаются в искусственной вентиляции легких. Почему наиболее тяжело инфекцию переносят пожилые люди, в общем, понятно – их иммунная система ослабела. Причем с возрастом особенно ухудшается работа адаптивного иммунитета, защищающего организм от внешних патогенов – бактерий и вирусов.  Происходит это потому, что снижается функция тимуса – вилочковой железы, в которой вырабатываются Т-лимфоциты.

Почему ситуацию осложняют заболевания дыхательной системы, тоже понятно: вирус атакует в основном клетки легких, вызывая пневмонию. Именно на поверхности клеток легких особенно много рецепторов ACE2, которые вирус использует для внедрения в клетку. COVID-19 тяжелее протекает и у людей с другими хроническим заболеваниями, например сердечно-сосудистыми, сахарным диабетом, он опасен для онкологических пациентов, иммунитет которых сильно ослаблен химио- и лучевой терапией.

Но даже если исключить эти факторы, у одних людей иммунная система лучше справляется с вирусом, у других хуже. К стимуляции иммунитета при помощи иммуномодуляторов современная медицина относится скептически. Но рекомендации больше двигаться, бывать на свежем воздухе и правильно питаться при всей их банальности довольно эффективны.

Движение – это жизнь, физическая активность помогает оставаться здоровым. Посмотрим, каковы научные обоснования у этого утверждения. В обзоре, посвященном влиянию физической активности на иммунную систему, читаем, что физические нагрузки увеличивают количество нейтрофилов и макрофагов – клеток, пожирающих как бактерии, так и вирусы. Физические нагрузки вызывают мобилизацию и прочих разнообразных иммунных клеток, их выход из костного мозга или тимуса в кровяное русло. Однако стимулирующее действие на иммунитет оказывают только умеренные физические нагрузки (физкультура, любительский спорт). Конечно, очень полезны прогулки на свежем воздухе, когда легкие хорошо насыщаются кислородом. В то же время интенсивные физические нагрузки, которые испытывают профессиональные спортсмены, это стресс для организма, и они оказывают противоположный эффект. Так, после усиленных тренировок снижается количество Т-лимфоцитов, и спортсмены зачастую чаще, чем обычные люди, подхватывают различные вирусные заболевания.  Общий вывод в том, что физическая активность полезна для иммунитета, но профессиональный спорт – это не про здоровье.

К тому же выводу подводят и эксперименты на лабораторных мышах. Животных разделили на две группы:  одну группу тренировали бегать в колесе в течение двух с половиной месяцев с постепенно увеличивающейся нагрузкой, вторая группа была контрольной. После этого мышей заражали вирусом гриппа. Оказалось, что у тренированных мышей в легкие попало меньшее количество вирусных частиц, они легче болели и быстрее выздоравливали, чем нетренированные.

В другом исследовании подопытных мышей сначала инфицировали вирусом гриппа, а затем разделили на три группы. Контрольные мыши вели обычную жизнь в клетках, мыши из второй группы бегали в колесе каждый день по 20-30 минут, мыши из третьей группы бегали по два с половиной часа.  Это продолжалось 4 дня, до появления симптомов, а через 30 дней ученые подвели итоги. В контрольной группе после инфекции выжило 42% мышей, в группе с умеренной физической нагрузкой почти вдвое больше – 82%, а среди мышей, которых изнуряли продолжительным ежедневным бегом, выжило даже меньше, чем в контроле (30%).

Что касается питания, то для иммунной системы важно его сбалансированность. Если вы поглощаете мало белковой пищи, то тем самым вы снижаете возможности организма для синтеза антител и других белков иммунного ответа. Витамины и микроэлементы необходимы для работы ферментов всех биохимических реакций.

К сожалению, здоровый образ жизни довольно сложно поддерживать, находясь на карантине в своей квартире. Но что-то можно сделать и в таких условиях. Организовать себе физическую активность, пользуясь одним из многочисленных сегодня онлайн-ресурсов: финтес, танцы, что угодно. Использовать вынос мусора и поход в магазин или аптеку хотя бы для краткой прогулки. Как можно чаще проветривать комнаты. Питаться правильно – ограничить мучное и есть больше овощей и фруктов. Не падать духом и не скатываться в депрессию – иммунная система этого очень не любит. Берегите себя и своих близких!

15.10.2021 17:00:00

…взрослые люди с аутизмом, умственно неполноценные и страдающие расстройствами психики подвержены большему риску подцепить COVID-19 и тяжелее переносят болезнь, если это случилось…

…освещенность живота во время беременности сказывается на развитии мозга эмбриона – чем больше света, тем лучше

…креативная деятельность оказывает нейропротекторный эффект в пожилом возрасте

08.10.2021 17:00:00

Отчего люди голодают в засушливых районах планеты вроде африканского Сахеля? Да от того, что потепление климата ведет к засухе, опустыниванию и потере урожая, скажет всякий. И будет не прав.

23.09.2021 20:00:00

Высокая озабоченность людей глобальным потеплением скорее связана с высоким уровнем их достатка, чем с масштабом грядущих климатических неприятностей на территории их проживания.

08.09.2021 17:00:00

…иммунная система борется с инфекциями с разной интенсивностью в зависимости от времени суток…

…чрезмерное пристрастие к кофе приводит к уменьшению объёма мозга и увеличивает риск развития деменции и инсульта…

…обнаружена значительная корреляция между моментом инерции барицентрического движения Солнца и изменениями среднегодовой температуры Мирового океана в местах основных океанических течений…

24.08.2021 17:00:00

Время от времени китайцы пускаются в путешествия: кто в поиске лучшей доли, кто для удовольствия. Кто они, те китайцы, что едут в РФ в последние 30 лет? Подробное исследование провел социолог из Южно-Уральского университета А.А. Авдашкин.