Убей вирус! (Часть 3)

Надежда Маркина
(«ХиЖ», 2020, №)

Куда девается вирус?

Мы уже писали, что коронавирус может удерживаться на разных поверхностях от трех часов до нескольких суток. Именно поэтому мы можем подхватить его, прикоснувшись к зараженной дверной ручке или перилам. Но что происходит с вирусом потом – после истечения этих часов-суток, если за это время ему не подвернулись клетки хозяина? Что с ним происходит и куда он девается?

Жизнеспособность коронавируса впервые экспериментально проверяли в исследовании 2011 года. Тогда ученые работали с возбудителем атипичной пневмонии 2002 года (вирусом SARS-CoV). Сначала вирус высушивали на пластиковой чашке Петри и содержали при разной температуре и влажности. Затем через разные промежутки времени высушенный вирус помещали в культуру клеток и смотрели, начнет ли он размножаться. Оказалось, что коронавирус сохраняется жизнеспособным на пластиковой поверхности до пяти дней при температуре 22–25°C и влажности 40–50% (исследователи подчеркивают, что это обычные условия кондиционируемого помещения). Вирус не любит жару и избыточную влагу: при 38°C и влажности более 95% он не продержался более суток, а при температуре 56°С потерял жизнеспособность за 15 минут.

В обзоре 2016 года сравнивали жизнеспособность разных вирусов на разных поверхностях, изученную в десятках исследований. Коронавирусы (SARS-CoV и MERS-CoV) оказались значительно более живучими, чем, скажем, вирус гриппа. На тех или иных поверхностях коронавирусы выживали от нескольких дней до нескольких недель, а вирус гриппа – от нескольких часов до двух дней. Длительность зависит от дозы – чем больше вируса, тем дольше он продержится. Важно, что вирусы, изученные в этой работе, сохраняли жизнеспособность на материалах медицинского назначения – на масках, халатах, латексных перчатках.

В свежем исследовании, которое мы уже упоминали, оценивали выживаемость нового коронавируса SARS-CoV-2 на различных поверхностях. Повторим, что SARS-CoV-2 оказался наиболее устойчив на нержавеющей стали и пластике: на стали он сохранялся спустя 48 часов, на пластике – спустя 72 часа. На картоне он выживал в течение 24 часов, а на медных поверхностях – всего лишь 4 часа.

Так куда же он девается? На любых поверхностях всегда содержатся бактерии, главные санитары природы. Бактериальные ферменты, протеазы, разрушают белки вируса или, попросту, съедают его. Интересно было бы посмотреть, как будет вести себя вирус на поверхностях в стерильных условиях, но такие исследования пока не проводили. Логично предположить, что на картоне с его рыхлой развитой поверхностью живет больше бактерий, чем на пластике и стали, поэтому на картоне они расправляются с вирусом быстрее.

Но почему вирус так недолговечен на меди? Медь обладает бактерицидными свойствами. В первую очередь они касаются бактерий, но и на вирусы тоже распространяются. Эти свойства давно и широко известны, однако информации о механизме действия меди очень мало. Хотя, например, в статье, авторы которой изучали влияние меди на метаболизм белков и липидов, говорится, что ионы меди способны взаимодействовать с биологическими мембранами и переводить молекулярный кислород в активные формы. Вероятно, ионы меди, которые всегда в каком-то количестве присутствуют на медной поверхности, повреждают оболочку вируса и за счет активного кислорода окисляют белки и липиды. Поневоле вспомнишь советские пятаки, которые делали из меди и медных сплавов. Очень гигиеничный был кэш!