Туберкулезная моль

Н. Ручкина

Когда пчела вылетает за данью полевой, в ее келье остается восковая моль и производит там большие разрушения. Однако пчеловоды и из вредителя умудряются извлечь пользу, приготовляя из него лекарство.

Собственно, восковых молей две: большая Galleria mellonella и малая Achroia grisella. Обе принадлежат к семейству огневок, по вредоносности своей схожи. В народной медицине используют большую восковую моль, о ней мы и будем говорить.

pic_2020_11_44-1.jpg

Иллюстрация Петра Перевезенцева

pic_2020_11_45-1.jpg

Бабочка Galleria mellonella ничего не ест

Бабочка G. mellonella ничего не ест, зато по ночам забирается в пчелиные ульи и откладывает там яйца. Из яиц вылупляются гусеницы и сразу начинают жрать: пергу и мед, восковые соты, смешанные с остатками коконов, пчелиный расплод, друг друга, утеплитель ульев, рамки, и так 25—30 дней, пока не окуклятся. Вот пока они не окуклились, их собирают, заливают спиртом и получают настойки и более концентрированные экстракты. Эти препараты пребывают в ранге биологически активных добавок, ими пользуют людей с ослабленным иммунитетом, гинекологическими, легочными и сердечно-сосудистыми заболеваниями и возрастными проблемами, простатитом и заболеваниями щитовидной железы и многими другими недугами, а главное — больных туберкулезом. Сходные целебные свойства приписывают и другим продуктам из личинок: сиропам, мазям, медовым вытяжкам из экскрементов гусениц.

Как утверждают поклонники восковой моли, в России настойкой гусениц лечились еще в XVII веке, о чем рассказывает манускрипт, хранящийся в Государственном историческом музее. Манускрипт не цитируют, зато охотно ссылаются на И.И. Мечникова (1845—1916) как первого исследователя лечебных свойств восковой моли.

Мечников работал с восковой молью, пытаясь создать вакцину от туберкулеза. Клеточная стенка его возбудителей микобактерий очень толстая и содержит воскоподобные вещества микозиды, благодаря которым микобактерии не высыхают во внешней среде. Илья Ильич предположил, что раз гусеницы G. mellonella лопают воск, то и клеточную стенку микобактерий растворят. Эта гипотеза подтвердилась: личинки переваривали туберкулезные бактерии и прекрасно себя чувствовали. И.И. Мечников заключил, что клеточные стенки бактерий разрушены пищеварительными ферментами гусениц, благодаря чему насекомые и приобрели иммунитет к туберкулезу. Однако эту гипотезу он проверить не успел.

Исследования Мечникова продолжил его ученик Сергей Иванович Метальников (1870—1946). В отличие от Мечникова, он туберкулезные бациллы гусеницам не скармливал, а вводил в полость тела. Полость тела, кто не знает, это пространство между внешней оболочкой и внутренними органами, а вовсе не кишечник. Поэтому никакие пищеварительные ферменты на бактерий воздействовать не могли. При всем при том  зараженные личинки благополучно росли и превращались в бабочек. От микобактерий они освобождались за два-три дня с помощью клеток иммунной системы фагоцитов, которые захватывали и переваривали туберкулезные бациллы.

Метальников предположил, что бактерии разрушаются благодаря действию липаз — ферментов, расщепляющих жиры. Активность липаз в гемолимфе зараженных гусениц была очень высокой, однако происхождение у нее не кишечное. Липаза синтезируется в разных клетках, в том числе и в фагоцитах, где разрушает проглоченные бактерии. Сам исследователь подчеркивал, что речь идет о ферментах внутриклеточного пищеварения.

pic_2020_11_45-2.jpg

Гусеницы большой восковой моли перепакостили соты

Тем не менее некоторые целители утвердились во мнении, что возбудителей туберкулеза уничтожают именно ферменты пищеварительного тракта гусениц, в том числе особый фермент, переваривающий воск. Ему и название придумали, цераза, от латинского «cera» — воск. Этот фермент в 1950-х годах исследовал иракский ученый Махмуд Камаль Муфтик. Правда, церазу он выделил из дрожжеподобного гриба Blastomyces cerolytica, который растет на воске. Эта грибковая цераза принадлежит к классу пероксидаз и окисляет насыщенные связи жирных кислот, входящих в состав воска. Муфтик заражал морских свинок туберкулезными бактериями и спустя две недели внутримышечно вводил церазу половине больных животных. Спустя два месяца все контрольные свинки погибли, а те, которым вводили фермент, исцелились.

Дальнейшие эксперименты показали, что цераза действительно обладает антибактериальными свойствами, но синтезируют ли ее личинки восковой моли, до сих пор неизвестно. Возможно, что и нет. В отличие от грибов, они питаются все-таки не воском, а медом, пергой, пчелиными остатками, а воск заглатывают постольку поскольку. Расщепить его гусеницы могут, но одним воском не проживут. Скорее, ферменты, окисляющие жирные кислоты, имеет смысл поискать в кишечной микрофлоре гусениц, ее состав зависит от того, что личинки едят.

Исследования огневки неразрывно связаны с именем кардиолога и гомеопата Сергея Алексеевича Мухина (1905—1981), который вылечился от туберкулеза препаратами из гусеницы. Его работы продолжают сотрудники Института теоретической и экспериментальной биофизики РАН, изучают препараты огневки в и некоторых других российских институтах.

Что полезного можно извлечь из гусеницы восковой моли? Прежде всего — липазы. Для этого гусениц растирают, высушивают и экстрагируют ферменты из порошка раствором глицерина. К сожалению, при этом многие биологически активные вещества теряются, но их можно выделить экстракцией этиловым спиртом. Такие экстракты содержат калий, магний, цинк и железо, медь, марганец, селен, хром, молибден и кобальт, фосфаты. В них присутствуют пептиды и свободные аминокислоты, фактор роста, липиды и углеводы, сахара, нуклеотиды и нуклеозиды, низкомолекулярные ароматические соединения, преимущественно фенольные. Единственный фермент, который выдерживает суровые условия экстракции, — сериновая протеаза. Никаких других ферментов, в том числе легендарной церазы, в этанольных экстрактах нет.

Среди пчеловодов нет единого мнения, как правильно готовить экстракт: какой концентрации должен быть спирт — 40 или 70%, сколько настаивать снадобье, сколько личинок брать и какого возраста. Возраст у гусениц измеряют не днями, а линьками: личинка первого возраста еще ни разу не меняла покровы, а личинка последнего возраста, самая крупная, все линьки завершила, но еще не окуклилась. А еще очень важно, чем кормить личинок, потому что от этого зависит состав экстракта. Выращивать гусениц в ульях расточительно, они ослабляют пчелиные семьи. Для гусениц разрабатывают искусственные питательные среды, содержащие растительное масло, сухое молоко и сухие дрожжи, пшеничную или кукурузную муку, мед, сахар. Однако из личинок, вскормленных такой смесью, получается бедненький биологически активными веществами экстракт, поэтому для лечебных целей гусениц выращивают на сотах с остатками меда и перги.

pic_2020_11_45-3.jpg

Эти дырки в полиэтилене десять личинок прогрызли за полчаса

В 1989 году специалисты Института теоретической и экспериментальной биофизики АН СССР разработали и запатентовали метод получения стандартизированного биологически активного продукта «Натуральный экстракт доктора Мухина». Личинок для него выращивают не в ульях, а в специальных контейнерах на темной восковой суши. Это старые соты, в которых пчелы жили три-четыре  года. В этих сотах скапливаются остатки маточного молочка, личиночные оболочки, покровы пчелиного расплода, органические соединения. Это полноценная питательная среда для гусениц, к ней можно не добавлять мед, пыльцу и другие дорогостоящие компоненты. Личинок последнего возраста заливают 40%-ным этанолом и настаивают 20 суток в темноте при комнатной температуре. Получается прозрачная жидкость, красновато-желтая от фенольных соединений.

В отличие от препарата липаз, «Натуральный экстракт доктора Мухина» не убивает микобактерии туберкулеза и другие микроорганизмы, зато это стимулятор метаболизма, адаптоген и кардиопротектор. Он не токсичен, практически не имеет побочных эффектов и хорошо хранится. Действие спиртовых экстрактов проверено на крысах, которым препараты спаивали или вводили под кожу. Эти исследования показали, что экстракт из личинок повышает выносливость животных к физическим нагрузкам, снижает артериальное давление, стимулирует сократительную деятельность сердца.

Интернет полон сообщений о том, как спиртовые экстракты разной рецептуры помогли людям с целым букетом серьезных, а порой и застарелых заболеваний. Есть сообщения о том, что он рассасывает свежие рубцы, оставшиеся на сердце после инфаркта, возможно, благодаря действию сериновой протеазы. Не верить этим сообщениям нет оснований, однако клинических испытаний препараты из большой восковой моли не проходили.

За рубежом G. mellonella используют как модель для изучения микробных инфекций. Клеточный иммунный ответ очень древний, у насекомых и позвоночных он похож, при этом гусениц не в пример проще разводить, а главное — не нужно получать разрешение этического комитета. Кроме того, личинки восковой моли выживают при температуре 37°С, убийственной для личинок многих лабораторных насекомых, а иммунная система человека работает как раз при такой температуре. Вот гусениц и заставляют съедать порцию микробов или вводят ее в полость тела и наблюдают за реакцией иммунной системы. В гемолимфе инфицированных личинок активизируются фагоциты и усиливается синтез антимикробных пептидов, которые разрушают клеточные стенки и мембраны бактерий. Они убивают стафилококков, легионелл, синегнойную палочку, грибки.

Другая область применения личинок восковой моли, которую рассматривают и за рубежом, и в России — утилизация полиэтилена. По химической структуре углеводородных цепей, входящих в его состав, он напоминает воск. Личинки легко прогрызают полиэтиленовые и полистироловые пленки — челюсти у них мощные. Сотня гусениц за 12 часов съедает 92 мг полиэтилена, при этом они выделяют этиленгликоль.

К сожалению, на чистом полиэтилене, как и на чистом воске, гусеницы восковой моли жить не могут, им нужны остатки пчелиных коконов и другая съедобная органика. К тому же личинке не хватит жизни, чтобы потребить даже крошечный кусочек пластика. Однако толпе гусениц по силам утилизация обрывочков полиэтилена, смешанных с пищевыми отходами. Может быть, они и найдут в этом свое призвание.