Молекулярная защита нервных клеток

Космачевская О.В.
(«ХиЖ», 2020, №2)

Известно, что нервные клетки передают сигнал с помощью электрических импульсов. Чтобы этот сигнал не рассеивался, природа изолирует отростки нервных клеток (аксонов) миелином. Миелин – это клеточная мембрана специальных вспомогательных клеток, многократно обмотанная вокруг аксона, как изолента. Такие клетки в периферической нервной системе называют шванновскими клетками, а в центральной – олигодендроцитами. Благодаря миелиновой обертке скорость прохождения нервных импульсов возрастает на три порядка.

Повреждение миелина сказывается на работе нервной системы и становится причиной синдрома Гийена–Барре, рассеянного склероза, болезни Хантингтона, шизофрении. Это так называемые демиелинизирующие заболевания, сопровождающиеся утратой движений, когнитивных функций, чувствительности. При синдроме Гийена—Барре разрушается миелиновая оболочка, формируемая шванновскими клетками, а при рассеянном склерозе повреждается миелин, синтезируемый олигодендроцитами. Для эффективного лечения этих неврологических расстройств необходимо придумать, как восстанавливать миелиновые оболочки в поврежденных участках мозга.

Американские исследователи из Научно-исследовательского центра восстановительной медицины и Клинической школы биомедицинских наук Мэйо (Рочестер, США) обнаружили молекулярную систему, регулирующую миелинизацию. У экспериментальных мышей, которым генетически выключили рецепторный белок PAR1, запускалась регенерация миелина и замедлялось раннее повреждение аксонов. Белок PAR1 активируется белком тромбином, участвующим в свертывании крови. Большие количества PAR1 блокируют выработку миелина клетками – предшественниками олигодендроцитов. Механизм этого явления пока непонятен. Известно только, что PAR1 каким-то образом связан с нейротрофическим фактором головного мозга (фактором роста нервов), который необходим для выживания, развития и деления клеток мозга.

У ученых уже есть вещество, которое ингибирует рецептор PAR1, и оно успешно проверено в лаборатории, однако, прежде чем лечить им людей, требуются клинические испытания. Но даже здоровым людям не следует забывать, что на синтез миелина влияют диета и образ жизни. Правильные жиры и здоровый сон помогут сохранить нервные клетки («The Journal of Neuroscience». 7 января 2020, 2029-19).