|
Художник Владимир Ренчин |
Есть наука, которая удовлетворяет любопытство ученого, а есть наука, направленная на удовлетворение перспективных потребностей общества. Обе важны, однако во втором случае возникает вопрос, как определить эти будущие потребности? Пригласить экспертов? Но где гарантия, что их потребности соответствуют общественным? А что, если обратиться к самому обществу?
Видимо, рассуждая таким образом, руководство НАСА запустило оригинальную программу государственно-народного софинансирования научных проектов.
Вот, например, проект «ATLAS» — «Передовая транспортировка на основании ведущих аэросистем», если перевести эту аббревиатуру с английского. Задача проекта — создать дрон, способный нести 90–130 кг, то есть одного человека с грузом. За дело взялась группа из семи дипломников с инженерного факультета университета Северной Дакоты. Согласно их идее, человек должен сесть на летательный аппарат, задать маршрут и нажать кнопку «Поехали!». После чего летающий робот, использующий силу электрических батарей, самостоятельно доставит пассажира до выбранного места.
После окончания проектирования предполагается собрать из имеющихся на рынке деталей маленький прототип под названием «Колибри» и, если он полетит так, как надо, перейти к сборке настоящего летательного аппарата — «Альбатроса».
Казалось бы, рядовая дипломная работа студентов инженерного факультета. Однако проектом заинтересовалось НАСА и выделило финансирование в размере 80 тысяч долларов. Только студенты получат сразу лишь половину. На вторую половину они могут рассчитывать, если проявят ум и сообразительность: убедят общество, что их проект нужен. А именно, соберут на сайте https://spsr.me/YzJv народное финансирование в размере хотя бы двух тысяч долларов. Если же общество проголосует кошельком против проекта, «Альбатросом» никто заниматься не станет и будущим поколениям достанутся лишь чертежи да уменьшенный прототип — «Колибри». Что, впрочем, тоже будет полезным результатом.