|
Художник Н.Колпакова |
В советское время это изречение приводилось со ссылкой на Ленина, который не уставал повторять его в канун Октябрьского переворота:
«Момент такой, что промедление поистине смерти подобно»; «Промедление смерти подобно» (повторено дважды) (Письмо к большевикам — участникам съезда Советов Северной области, 8 октября); «…Теперь уже поистине промедление в восстании смерти подобно»; «Промедление в выступлении смерти подобно».
(«Письмо членам ЦК», 24 октября)
Однако это выражение было известно в России и раньше. Двадцать шестого февраля 1917 г. председатель Государственной думы М.В.Родзянко телеграфировал Николаю II:
«Положение серьезное. В столице анархия. Правительство парализовано. Транспорт, продовольствие и топливо пришли в полное расстройство. Растет общественное недовольство. На улицах происходит беспорядочная стрельба. Части войск стреляют друг в друга. Необходимо немедленно поручить лицу, пользующемуся доверием страны, составить новое правительство. Медлить нельзя. Всякое промедление смерти подобно. Молю Бога, чтобы в этот час ответственность не пала на венценосца».
Семью годами ранее тот же оборот приводился в Государственной Думе как слова «великого русского патриота Петра Великого».
Действительно, в 16 томе «Истории России» С.М.Соловьева мы находим изречение «Пропущение времени смерти невозвратной подобно». Здесь оно приведено как цитата из письма Петра Сенату от 8 апреля 1711 г., перед Прутским походом. Соловьев заимствовал эти сведения из «Деяний Петра Великого» И.И.Голикова (1788, ч. 3), где цитата приведена чуть иначе: «Пропущение времени подобно смерти невозвратно».
Однако в академическом издании «Письма и бумаги Петра Великого» нет письма, на которое ссылался Голиков, а за ним Соловьев. Можно предположить, что Голиков вольно передал слова Петра из указа фельдмаршалу Б.П. Шереметеву 13 апреля 1711 г.: «Сие все изполнить, не опуская времени, ибо ежели умедлим, то все потеряем».
Слова «смерть» в этом письме нет, однако оно встречается в сходном контексте в более раннем письме Петра. В конце 1700 г., после поражения под Нарвой, Петр приказал срочно отливать новые пушки, переплавляя для этой цели даже часть церковных колоколов. Восьмого апреля 1701 г. он писал начальнику Пушкарского приказа Андрею Виниусу: «Как возможно, для Бога, поспешайте артиллериею», а 16 апреля: «…то зело доброе дело и надобно, ибо время яко смерть».
Наиболее вероятным источником приписанного Петру высказывания было латинское изречение «Periculum in mora» — «Промедление опасно» (букв. «Опасность в промедлении»). Кстати сказать, Ленин цитировал это изречение в письме к Е.А.Преображенскому от 28 октября 1921 г.
Взято оно из рассказа Тита Ливия о стычке римлян с осевшим в Малой Азии галльским племенем тектосагов (179 г. до н. э.): «...видя, что больше опасности в промедлении, чем защиты в сохранении строя, они [римляне] <...> обратились в бегство» («История Рима...», XXXVIII, 25, 13).
Еще ближе к «петровской» формуле фрагмент из Овидия: «Mora damnosa est» — «Промедление пагубно» («Метаморфозы», XI, 376). Но эти слова поговоркой не стали — ни на латыни, ни в новых языках.